Константинополь несколько раз откладывал предоставление Украине томоса об автокефалии. Ожидалось, что во время трехдневного синода Вселенского патриархата этот вопрос будет окончательно решен. Тем не менее «благая весть» из Стамбула для украинских раскольников не пришла ни 9, ни 10 октября. Только на исходе последнего дня заседаний спикер Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Евстратий Зоря опубликовал на своей странице в Facebook заявление Священного Синода, которое развеяло сомнения: автокефалии быть.
Этот день уже можно назвать историческим. Письмо главного секретариата Священного Синода постановляет, что Вселенский патриархат приступил к предоставлению автокефалии абстрактной единой украинской церкви. То есть томос об автокефалии «незалежная» еще не получила: пока что не создана структура, которая может его получить.
О какой структуре идет речь? Тот же Евстратий Зоря неоднократно описывал путь к получению автокефалии. Для создания единой церкви необходимо провести в Киеве объединительный собор с участием архиереев трех украинских православных церквей.
Представителей канонического православия не просто призывают присоединиться к новой структуре: согласно одной из версий, именно вокруг иерархов Московского патриархата Константинополь планирует создать поместную церковь на Украине, подчеркнув тем самым ее легитимность.
Некоторые митрополиты УПЦ МП наверняка нашли бы эту идею привлекательной. К таковым можно отнести, к примеру, митрополита Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра (Драбинко), который открыто поддерживает идею автокефалии.
Но это, конечно, не мейнстрим: большинство его «коллег по цеху» останется в лоне канонической православной церкви. Реальным ядром константинопольского проекта на Украине могут стать только раскольники УПЦ КП и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).
Вот только есть одна проблема: для мирового православия УПЦ КП и УАПЦ не существует. Вернее, не существовало.
11 октября по решению Константинополя предстоятель УПЦ КП Филарет (Денисенко) и предстоятель УАПЦ Макарий (Малетич) были «канонически восстановлены в своем иерархическом или священническом чине, а их верующие восстановлены в общении с Церковью».
То есть Константинополь удовлетворил ходатайства украинских раскольников и реабилитировал их. Пожалуй, это наиболее важное из всех постановлений Священного Синода: оно устраняет единственное реальное препятствие на пути к созданию поместной православной церкви на Украине.
Решение Варфоломея в православном мире наверняка будет воспринято неоднозначно. Во-первых, восстанавливать чины Филарета и Макария — это прерогатива того, кто наложил на них анафему, то есть Русской православной церкви (РПЦ).
Во-вторых, больше четверти века Фанар наряду с остальными православными церквями отказывался признавать канонический статус УПЦ КП и УАПЦ. Но в 2018 году вдруг выясняется, что Филарет и Макарий оказались в расколе «не по догматическим причинам». Почему Варфоломей опомнился только сейчас?
Вообще, этот вопрос уместно задать в контексте всей украинской авантюры патриарха Варфоломея: почему сейчас? Отчего-то раньше проблемы церковного единства на Украине его не сильно заботили. Раскольники уже пытались получить автокефалию во времена Ющенко, но остались ни с чем. Тот же Филарет о поместной церкви говорит с начала 1990-х годов.
Можно только порассуждать, что политическая конъюнктура благоволит Константинопольскому патриарху, который увидел возможность на волне антироссийской истерии потеснить Москву и стать «православным Папой».
А как иначе объяснить аргументы, которыми Варфоломей пытается оправдать свое вмешательство в церковные дела Украины?
Напомним один из главных тезисов: Константинопольский патриархат якобы имеет «эксклюзивное» право заботиться о пастве других православных церквей, которые вышли из его лона.
«В истории все новые православные церкви до наших дней — бывшие территории Всемирного патриархата, которым он давал автокефалию, — уверяет архиепископ Иов (Геча). — И по каноническим причинам Всемирный патриархат занимает в православном мире первое место».
По сути, на свое главенствующее положение Константинополь намекнул и в заявлении по Украине. В тексте говорится о «канонических прерогативах Константинопольского патриарха на получение таких ходатайств от иерархов и других священнослужителей от всех автокефальных церквей». То есть Фанар оставляет за собой право снимать анафему не только с Филарета и Макария, но и с других клириков.
И на этом моменте предстоятели всех поместных православных церквей должны встрепенуться. Раскольники, как известно, есть не только у УПЦ МП. Да и раскол — не единственный грех, за который человек может быть отлучен от церкви. Но теперь у всех анафематствованных появится свой третейский судья.
Кто знает, кого следующего пожелает рассудить Варфоломей, вмешавшись тем самым в дела другой церкви?
Еще один аргумент Константинополя заключается в том, что передача Киевской митрополии Московской патриархии в конце XVII века была вынужденной и временной, а потому «Вселенский патриарх имеет право и обязанность проявлять материнскую заботу о церкви Украины в каждом случае, когда посчитает необходимым». В подтверждение своих слов Фанар даже опубликовал 29-страничный текст под названием «Вселенский трон и церковь Украины — говорят документы».
Правда, есть одна нестыковка: слово «временно» в официальных источниках о передаче Киевской метрополии не встречается. Да и никакой Украины тогда не существовало — Украинская православная церковь была создана в рамках РПЦ.
Но Священный Синод это не остановило от решения отменить свои обязательства 1686 года. Фанар в одностороннем порядке прибирает к рукам территорию Украины.
В рамки этой политики укладывается и решение о восстановлении ставропигии Вселенского патриархата в Киеве. Ставропигия — это монастырь, подчиненный не епархальной власти, а непосредственно Константинополю.
То есть Варфоломей под шумок решил обзавестись на Украине новыми святынями (конечно, чтобы можно было сильнее «заботиться» о пастве).
«Свидомые» граждане будут не против: им хоть под Варфоломеем, хоть под чертом, лишь бы не под Москвой. Некоторые эксперты и вовсе предполагают, что Вселенский патриарх вместо предоставления автокефалии просто создаст экзархат, то есть переподчинит себе Украинскую православную церковь. В этом случае она куда больше будет зависеть от Фанара, чем сегодняшняя УПЦ МП зависит от Москвы.
Впрочем, этот вариант видится весьма экстремальным: патриарх Филарет, который претендует на роль председателя создающейся поместной церкви, явно не собирается идти на понижение и становиться митрополитом. Об этом он заявлял открыто. Можно не сомневаться, что УПЦ КП будет саботировать создание экзархата.
Да и поместная автокефальная церковь может прийтись им не по душе, если ее возглавит не Филарет. Однажды он уже пошел по пути раскола, когда не получил вожделенный титул Патриарха Московского и всея Руси. Что помешает ему тряхнуть стариной?
С большой долей вероятности патриархом новой церкви станет Филарет. Но процесс объединения УПЦ КП и УАПЦ обещает быть непростым. Помочь ему, видимо, и приехали экзархи Константинополя. Именно они — архиепископ Даниил Памфилийский и епископ Илларион Эдмонтонский —выступали посредниками на объединительных переговорах между УПЦ КП и УАПЦ два года назад. Тогда не получилось. Но сейчас, скажем прямо, для объединения появился серьезный стимул.
Священный Синод завершает свое послание призывами воздержаться от захвата церквей, монастырей и другого имущества. Выглядит это как попытка создать себе алиби. Когда насилие все же начнется, Варфоломей разведет руками: дескать, моя душа чиста, я призывал этого не делать.
…Невольно вспоминается старая христианская молитва: «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят». Видимо, всем православным пришло время помолиться о благоразумии Константинопольских иерархов и украинских раскольников, которые отныне едут в одной упряжке. Точку невозврата, похоже, они уже проехали.