В своём милитаристском кураже латышские «ястребы» начинают присматриваться к школьникам. Чиновники Минобороны планируют формировать киберополчение из талантливых подростков, которым, после прохождения спецкурса, предстоит решать военные задачи. Параллельно с этим идёт расширение обычного движения юных ополченцев – «Яунсардзе». К 2024 году 10% всех учащихся республики должны входить в ряды идеологически выверенных и национально сознательных младозащитников Латвии.
Латвийское Минобороны начинает поглядывать на школьников. Чиновники военного ведомства намерены искать таланты среди учащихся и выращивать из них так называемых «белых хакеров» – специалистов по кибербезопасности, тестирующих компьютерные системы. Уже со следующего года во многих школах появится специальный факультатив IT-технологий. Особо талантливые юные киберсолдаты, прошедшие такую «службу», продолжат обучение в закрытой спецшколе и впоследствии будут рекрутироваться в органы безопасности. Один нюанс: претендовать на курсы «белого хакерства» смогут лишь школьники, которые уже состоят в «Яунсардзе» (движении юных ополченцев – прим. RuBaltic.Ru) или готовы вступить в организацию, а также принимают участие в государственных мероприятиях патриотического воспитания.
Молодые кибервоины латвийских спецслужб должны быть идеологически выверены и национально сознательны. Политруки яунсаргов помогут вырастить именно таких.
«Программа рассчитана на 3 года. Мы планируем, что по завершении курса школьники будут командой, которая сможет построить защиту и даже обойти какую-ту систему», – анонсировал спецкурс директор Центра призыва и «Яунсардзе» Друвис Клейнс. Начать работу планируется с учащихся 6-х – 7-х классов. Тогда, по окончании детьми школы, у Минобороны и других заинтересованных структур будет достаточное количество киберграмотных и при этом «патриотически» настроенных выпускников, готовых решать военные задачи.
Методику и содержательное наполнение спецкурса поручено разработать эстонскому предприятию BHC Laboratory, выступающему подрядчиком в различных натовских проектах. Учебный процесс, в свою очередь, планируется выстроить следующим образом: есть серверы и компьютеры, месторасположение, технические характеристики и количество которых школьникам неизвестны. С помощью специальных программ учащиеся должны будут со своего компьютера обнаруживать их, находить уязвимые места и проникать внутрь, рассказал служащий подразделения кибербезопасности «Земессардзе» (ополчение – прим. RuBaltic.Ru) Дагнис Брачс. Сейчас, по словам Брачса, «белыми хакерами» на службе государства являются исключительно самоучки. Получить необходимые знания в каком-либо из латвийских учебных заведений просто невозможно.
Милитаристское воспитание юных латвийцев, деятельность «Яунсардзе», которое в основном базируется при школах, а теперь ещё и рекрутинг наиболее талантливых учащихся в кибервойска для решения военных задач не могут не настораживать. Тем более что вся военизированная активность Латвии, как и её прибалтийских соседей, направлена против России, что вовсе не скрывается и чёрным по белому прописано в соответствующих стратегических документах. «Уже очевидно, например, по отзывам опрошенных инструкторов: многие русскоязычные боятся, что их детей будут готовить к войне с восточным соседом», – говорит исследователь Латвийского университета Андрей Бердников, в настоящее время по заказу «Яунсардзе» изучающий, насколько привлекательно ополчение для русскоязычной молодёжи.
Симптоматично, что запрос на такое исследование появился именно сейчас. Латышские ястребы намерены начать борьбу за русскоязычных детей.
Ставка милитаристов на школьников понятна. Неокрепшие умы на ура воспринимают идеологические инъекции, особенно подкреплённые пилюлей военной романтики. В молодёжном ополчении юным талантам прививают «правильный» взгляд на вопросы истории, взращивают в них «правильные» ценности, после чего новые национал-патриоты уже не задают неудобных вопросов и готовы подчиняться приказам.
Каждой школе нужен свой отряд «Яунсардзе», говорил в бытность министром обороны нынешний президент Латвии Раймонд Вейонис. В прошлом году правительство одобрило программу развития молодёжного ополчения до 2024 года. Задача проста: поставить патриотическое обучение молодёжи на широкую ногу.
По замыслу политиков яунсаргами должны стать 10% всех учащихся республики.
Вовлечение подростков в различные военные авантюры не является чем-то новым для истории. Необязательно вспоминать какой-нибудь Детский крестовый поход «лохматого» 1212 года. В странах «третьего мира» подобное происходило и в Новейшее время. «Красные кхмеры» Пол Пота смогли захватить власть в Камбодже именно благодаря отрядам подростков 12–15 лет. Порядка 10% несовершеннолетних боевиков в конце 1990-х насчитывала Албанская армия освобождения Косово. Вооружённые формирования из детей использовались в ходе недавних гражданских конфликтов в Уганде, Сомали, Сьерра-Леоне.
Вот только милитаризация детского сознания никогда не заканчивалась хорошо для прибегавших к этому элит и в конечном итоге вела к полной деградации страны и общества. Политикам, которые намерены и дальше идеологизировать и расширять «Яунсардзе», а также выискивать по школам таланты для киберополчения, стоило бы задуматься о правильности такого пути.