На днях Вольфганг Ишингер, бывший посол Германии в США, а ныне председатель Мюнхенской конференции по безопасности, выпустил книгу «Мир в опасности» (Welt in Gefahr). По ее следам журнал Spiegel и информационное агентство Reuters опубликовали материалы бесед с автором, в которых он изложил свое видение процессов, происходящих на международной арене. «Мир ожидают большие перемены, Трамп толкает Германию в объятия России и Китая, и все это вынуждает ФРГ всерьез переосмыслить свою роль в Европейском Союзе». Аналитический портал RuBaltic.Ru раскрывает основные тезисы немецкого дипломата.
Мир изменился с Мюнхенской речью Путина, но все заметили это только после событий в Крыму 2014 года.
На Западе в сознании многих политиков и экспертов закрепилась идея о том, что Мюнхенская речь — это поворотный момент в мировой политике. Момент, когда российский президент поставил под сомнение лидерство западных стран, в частности, США, объявив независимость своей страны во внешней политике.
Однако не стоит забывать, что проблемы на международной арене у Российской Федерации появились значительно раньше. Первые серьезные трения с Западом у постсоветской России начались уже в период чеченских войн. Во время президентства Бориса Ельцина произошел небезызвестный «разворот над Атлантикой», когда из-за начала бомбардировок Югославии премьер-министр РФ Евгений Примаков, летевший на переговоры с американцами, приказал развернуть свой самолет. Ельцин, как он сам утверждал, был готов пойти на крупную военную эскалацию против стран НАТО, чтобы защитить сербов в Косово. Недавно опубликованные рассекреченные стенограммы разговоров Ельцина и Клинтона также показывают, что существующие разногласия имеют более глубокие исторические и идеологические корни.
Поэтому Мюнхенская речь Путина скорее обозначила акценты и кристаллизовала назревшие у России настроения и стремления на внешнеполитическом направлении.
В мире происходит фундаментальный сдвиг, исчезло доверие, и никогда ситуация не была настолько опасной.
Главные признаки перемен по Ишингеру — новая роль России, экспансия Китая, обилие конфликтов, а главное — приход к власти в США Дональда Трампа.
Вероятность столкновений и необратимых политических решений сегодня действительно высока. В первую очередь это объясняется отсутствием эффективных правил игры в условиях господства духа «стратегической фривольности» и эрозии старых институтов международного права. Появляется все больше игроков, которые ведут себя абсолютно непредсказуемо, тем самым повышая свои ставки на мировой арене.
Биполярная система, которой характеризовался период «холодной войны», была более устойчива: в ней существовало четкое разделение на сателлитов, союзников, с одной стороны, и противников — с другой. Сегодня такого разделения нет. Прежде сплоченный западный мир переживает серьезный кризис единства: все чаще небольшие государства ищут свою промежуточную роль между крупными игроками, отвергая роль послушного союзника какой-либо великой державы.
Однополярная гегемония США подошла к концу. Кто теперь будет гарантировать новый мировой порядок?
Для того, чтобы признать утрачиваемое Соединенными Штатами лидерство, Европе и Германии пришлось столкнуться с феноменом Трампа.
Однако в понимании Вольфганга Ишингера миру, так или иначе, нужен лидер. Немецкий дипломат прямо говорит, что Запад вновь нуждается в символе, который был утрачен с приходом к власти Дональда Трампа. Отход США от лидерства приводит к потере идентичности, в том числе европейских стран, долгое время опиравшиеся на своего могучего союзника.
Но что подразумевается под гарантией нового мирового порядка? Мировой порядок находится в сложном и болезненном процессе формирования, и пока ясно различимо только направление движения к многополярности. Соответственно, гарантом могут стать либо международные многосторонние институты, либо группа держав. Вопрос в том, готов ли к этому Запад, который пока еще надеется сохранить свое лидерство.
Германия готова повысить расходы на оборону во имя интересов Европы.
Ишингер аргументирует это так: если бы Германия озаботилась этим раньше, можно было бы предотвратить многие последствия сирийского кризиса и безудержный поток беженцев. Здесь же он аккуратно добавляет, что военная самодостаточность необходима государству, в том числе для эффективного продвижения мирных инициатив. ЕС сейчас не может участвовать в миротворческих процессах, поскольку ему нечего предложить в военном плане.
Отсюда вытекает еще один важный постулат Ишингера: дипломатия без возможности военного давления — это не более чем политический символизм. И Германия сейчас не может позволить себе такого символизма.
Эта цепочка размышлений крайне интересна, так как подобные настроения могут привести к постепенной ремилитаризации Германии. Согласно Ишингеру, восстановление военного потенциала — это долг Германии как крупнейшей и наиболее успешной европейской страны. Без этого немыслимо ее лидерство. При этом Ишингер акцентирует внимание на том, что все это необходимо для безопасности всей Европы.
Такой подход «во имя общего блага» уже используют многие страны ЕС, в частности, Прибалтика. Пример Германии может только стимулировать их более активно тратиться на оборонную сферу. Однако вопрос соотношения между личным благосостоянием и безопасностью государства постепенно может снова оказаться на повестке дня, что создаст почву для нового социального кризиса. В таких случаях государство обычно либо оказывается неспособно провести свои реформы в области обороны, либо переходит к авторитарным методам управления.
Для единой внешней политики ЕС нужно переходить от принципа консенсуса к принципу большинства.
По сути, Вольфганг Ишингер предлагает двигаться к более элитарному проекту Евросоюза. Пример июльской торговой сделки Жан-Клода Юнкера с Трампом в обход консультаций с институтами Европейского союза и гражданским обществом (которые, безусловно, затянулись бы как минимум на несколько месяцев) он расценивает как положительный.
Однако здесь снова назревает вопрос дефицита демократии в ЕС. Насколько сделки, заключаемые на уровне высшей европейской элиты, будут соответствовать интересам отдельных стран и их граждан? Ведь поддержка самого Евросоюза населением все еще слаба: по данным весеннего Евробарометра, в 2018 году показатель доверия к ЕС среди граждан впервые за последние семь лет вырос на 1% и составил только 42%.
Поведение Трампа может усилить антиамериканские силы в Германии, выступающие за налаживание отношений с Россией и Китаем.
Это звучит скорее как угроза, чем как новая возможность, так как неминуемо приведет к расколу западного мира и вынудит ФРГ взаимодействовать с нелиберальными силами.
С другой стороны, во всех этих тезисах заметна переоценка происходящих процессов и роли Германии в них. Налицо готовность адаптироваться к меняющемуся миру и встраиваться в него. И это осознание и признание фундаментальности перемен может вывести ФРГ и Евросоюз на новый путь развития. Но тогда придется оставить позади ностальгию о былом могуществе коллективного Запада и научиться жить в мире, где уже нет единственно верной, западно-либеральной точки зрения.