Президент Эстонии Керсти Кальюлайд отправляется с рабочим визитом в Китай. В Поднебесной она намерена встретиться с руководством Коммунистической партии Китая и обсудить с ним развитие китайско-эстонских экономических связей. Не меньший интерес по отношению к Китаю проявляют главы других Прибалтийских республик, которые активно ищут контактов с китайскими коммунистами, нимало не смущаясь тем, что коммунизм, по их же словам, — равная нацизму преступная тоталитарная идеология.
Керсти Кальюлайд на следующей неделе примет участие во Всемирном экономическом форуме по технологиям и инновациям в Пекине, а также встретится с руководством Китая. В распространенном пресс-релизе канцелярии Кальюлайд говорится, что встреча президента Эстонии с первыми лицами КНР «будет способствовать еще большему оживлению двусторонних экономических отношений».
Эстонские СМИ, сообщая новость о визите Кальюлайд в Поднебесную, вводят читателей в заблуждение. Они пишут, что в Китае глава эстонского государства встретится с президентом и премьер-министром страны. Возможно, эстонские журналисты взаправду этого не знают, но в Китае нет президента.
Главой китайского государства является Председатель Китайской народной республики товарищ Си Цзиньпин. Он же по традиции возглавляет Центральный военный совет ЦК Коммунистической партии Китая — китайский аналог Политбюро ЦК КПСС, высший реальный орган власти в Китае.
Может, эстонские журналисты в самом деле безграмотны, если пишут о президенте Китая, а может, им неудобно разъяснять читателям, с кем именно едет встречаться президент Эстонии.
Ведь в Эстонии коммунизм провозглашен преступной тоталитарной идеологией, так как же первое лицо государства может лететь на переговоры с высшими китайскими коммунистами?
Верная своему прибалтийскому курсу на приравнивание коммунизма к нацизму, Эстонская Республика из-за этого постоянно попадает в неприятные ситуации на международной арене.
В прошлом году, например, Эстония спровоцировала большой международный скандал, когда организовала на годовщину пакта Молотова — Риббентропа международную конференцию «Жертвы сталинизма и нацизма: преступления, совершенные коммунистическими режимами». Признание нацизма одной из разновидностей коммунистических режимов возмутило левые партии по всей Европе, а Греция вовсе отказалась от приглашения страны — председателя ЕС (им тогда была Эстония) принять участие в конференции. Название мероприятия пришлось менять.
Официальный Таллин эта история не образумила. На следующую годовщину пакта Молотова — Риббентропа в эстонской столице открыли мемориал жертвам коммунизма. На торжественной церемонии открытия «толкала речь» и президент Кальюлайд. «Здесь присутствуют матери и отцы, бабушки, дедушки и маленькие дети, но здесь нет тех, кто мог родиться, но не родился, потому что имена их матерей и отцов — на этих плитах. Все эти люди были жертвами тоталитарного коммунистического режима», — говорила она.
Когда после подобных громких речей президент Эстонии летит обсуждать экономические контакты с руководством Коммунистической партии Китая, это выглядит верхом притворства и лицемерия.
Такое лицемерие демонстрируют все прибалтийские лидеры. В прошлом году высшие чины ЦК Коммунистической партии Китая в рамках большого вояжа по Европе совершили визиты в Литву, Латвию и Эстонию. Вильнюс, Рига и Таллин встречали их с распростертыми объятиями.
Президент Литвы Даля Грибаускайте встретила председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Чжан Дэцзяна хлебом-солью в своей резиденции на Дауканто и долго обсуждала с ним возможности порта Клайпеды в рамках китайского проекта «Нового шелкового пути».
Грибаускайте подчеркнула, что Литва заинтересована в сотрудничестве с Китайской народной республикой, которая десятилетиями остается главным «драйвером» роста мировой экономики. Литва и прочие страны Балтии были бы не прочь черпать и черпать из источника этого роста.
Только сначала прибалтийским политикам нужно решить классическую дилемму: либо крестик снять, либо трусы надеть.
Или вы считаете коммунизм равной нацизму преступной идеологией и в таком случае отказываетесь от сотрудничества с коммунистическими режимами и странами, которые оправдывают коммунистические преступления прошлого, или расстилаете красные ковровые дорожки перед высшими бонзами китайской Компартии, расспрашиваете их про «Новый шелковый путь» и намекаете, что не прочь были бы получить китайские инвестиции.
Этим, правда, дело не ограничится. Ради доступа к вожделенному «Новому шелковому пути» придется решать и другие дилеммы.
Как выстраивать отношения с Евразийским экономическим союзом, который Прибалтика не признает и в связке с которым на северных маршрутах реализуется китайский инфраструктурный мегапроект?
Как быть с разрушенными в хлам отношениями с Россией, если китайский транзит иначе как через ее территорию в прибалтийские порты не попадет?
Но перед тем, как в столицах Прибалтики об этом задумаются, им надо понять, как поведение местных руководителей выглядит со стороны.
Одновременно призывать к «Нюрнбергу над коммунизмом» и кланяться в ножки наследникам Мао — не видят ли они в этом противоречия? Со стороны это смотрится как воплощенное лицемерие.
Возможно, правители Литвы, Латвии и Эстонии погрязли в этом лицемерии до такой степени, что двуличности своей политики они уже давно не осознают.
Политический класс стран Прибалтики — это вечные «перевертыши», которые всю свою жизнь «переобуваются в прыжке» и меняют убеждения, как перчатки.
В прошлой карьерной жизни все они были коммунистами, причем из ярых и фанатичных. На комсомольских собраниях «жгли глаголом» натовскую военщину так, что вода в граненых стаканах вибрировала.
В этой жизни они на столь же высокой и пронзительной ноте говорят о «русской угрозе» и призывают увеличивать финансирование военным НАТО.
А в следующей жизни та же Даля Поликарповна Грибаускайте достанет припрятанный красный партбилет, подтвердит, что она никогда не выходила из Коммунистической партии Литвы на платформе КПСС и поклянется в верности товарищу Си Цзиньпину.
То же, отощав на голодном пайке Евросоюза и в надежде на щедрую кормежку Китая, сделают и все прочие прибалтийские «перевертыши».