Празднование 75-летия разгрома нацизма запомнилось чередой мелких пакостей, с помощью которых ненавистники Великой Победы пытались испортить праздник тем, кто его отмечал. Особенно на этой ниве отличились наследники пособников Гитлера в Восточной Европе. Их жалкие выпады показывают, что себя эти люди считают солдатами в войне памяти против России, которая развивает наступление на их историческую мифологию. Однако силы слишком неравны, а западные союзники в исторической политике руководствуются собственными интересами и готовы ситуативно предавать украинцев или прибалтов.
Самой мелкой и самой скандальной из всех, вероятно, оказалась история со Знаменем Победы в Facebook. Крупнейшая в мире социальная сеть 9 мая принялась блокировать аккаунты пользователей, которые размещали у себя знаменитую фотографию фотокорреспондента Евгения Халдея, на которой советские солдаты водружают над Рейхстагом красное знамя.
Facebook оперативно оправдался тем, что в работе его автоматизированных систем произошел технический сбой, из-за которого красный флаг Советского Союза угодил в запрещенный контент. Дескать, из-за коронавируса людей, которые занимаются контролем контента, отправили по домам, доверили модерацию технике, а техника подвела.
Упоминание о людях, которые модерируют русскоязычный Facebook и вынуждены были покинуть офис из-за коронавируса, особенно интересно.
Офис Facebook по работе в Центральной и Восточной Европе расположен в Варшаве, и за его русскоязычную часть отвечают украинские заробитчане из числа наиболее фанатичных активистов «европейского выбора».
Шесть лет назад эти люди организовывали через Facebook мобилизацию молодежи на Евромайдан, а сейчас «банят» в нем «вату». Предположить, что из-за пандемии они потеряли работу, из-за чего и произошел конфуз с фотографией красного флага над Рейхстагом, может только тот, кто готов поверить, что в интернете невозможно работать вне офиса. Короче говоря, идиот.
Все остальные разглядят в истории с флагом специфический восточноевропейский почерк, который в эти праздничные дни проявлялся неоднократно.
«Невинные жертвы тоталитарных режимов» устроили на 8 и 9 мая череду мелких пакостей, чтобы отравить праздник тем, кто отмечал эти даты как Великую Победу над нацизмом.
В Праге на месте снесенного памятника маршалу Коневу 9 мая неизвестные установили унитаз. В это же время чешские политики не прекращали истерики по поводу того, что зловещие российские siloviki хотят их отравить за глумление над памятью советского маршала.
В Прибалтике провластные СМИ радостно заявили, что 9 мая в народе больше никто не празднует, даже местные русские. Российским дипломатам с цветами у воинских захоронений в Литве показывали неприличные жесты, а в Латвии ресторан отказался обслуживать семью с георгиевскими лентами.
Литовские депутаты предложили ввести в памятном календаре День агрессии Советского Союза против Европы. Министр обороны Латвии призвал не лечить от коронавируса тех, кто празднует День Победы. Президент Эстонии ограничилась лаконичным заявлением, что ее страна 9 мая не празднует, потому что тут праздновать нечего.
Так что Прибалтика и сочувствующие как умели продолжали войну памяти против России, которая в последние годы уверенно продвигает свой взгляд на историю Второй мировой войны.
Выглядело это так же жалко, как грабеж литовскими «лесными братьями» литовской же деревни во имя победы над коммунизмом. Чувствуется преемственность.
«Банить» в Facebook за Знамя Победы над Рейхстагом, высовывать из машины средний палец, проезжая мимо советского мемориала… ну, come on! Это и есть ваша борьба с «историческим ревизионизмом» Кремля?
Частью продуманной стратегии эти ничтожные выпады не являются. Партизанские бои местного значения, имеющие целью нагадить и отравить праздник.
Стратегия — это работа ревизионистов Восточной Европы с западными союзниками. Нынешний же юбилей показал, что с союзниками не все гладко.
США и Западная Европа в исторической политике руководствуются исключительно собственными интересами, что на практике означает готовность не только ситуативно подыгрывать Прибалтике в ее переписывании истории, но и ситуативно предавать ее ради повышения собственной значимости в истории их отношений с Россией.
В нынешнем году это ярче всего проявилось в статье министра иностранных дел Германии Хайко Мааса, который прямо открестился от восточноевропейской лжи о причинах Второй мировой. «Предпринимавшиеся в последние месяцы попытки бесчестным образом переписать историю требуют от нас прояснения, в котором перед лицом прочных исторических фактов, в сущности, нет необходимости: Германия единолично развязала Вторую мировую войну нападением на Польшу», — написал в журнале Spiegel глава немецкого МИД.
Не стоит это заявление переоценивать. Германия все эти годы попустительски относилась к переписыванию истории и никак не реагировала на пассажи про равную ответственность Советского Союза и Третьего рейха в развязывании Второй мировой войны. Ей это было выгодно.
Теперь же Германии оказалось выгодно подчеркнуть собственный имидж морального лидера Европы, заклеймив восточноевропейскую мифологию как явный и очевидный любому образованному человеку бред.
Еще интереснее ситуация с Соединенными Штатами. Белый дом 8 мая провозгласил, что победу над Гитлером одержали США и Великобритания. В ответ на закономерное возмущение России посольство США в Москве заявило, что ранее Вашингтон неоднократно подтверждал выдающуюся роль Советского Союза в разгроме нацистской Германии.
Такой ответ исчерпывающе характеризует политику США.
Историческая правда как абсолютная величина у американцев просто отсутствует.
Дональд Трамп в принципе плевать хотел на то, что там 75 лет назад происходило в Европе. Поэтому в одной ситуации президент США может поцокать языком на «советскую оккупацию» Прибалтики, а в другой — вспомнить советско-американское боевое братство, антигитлеровскую коалицию и великий подвиг солдат Красной армии по освобождению народов Европы. Что будет выгодно в данный конкретный момент, то и вспомнит.
При этом руководствоваться Америка всегда будет своими интересами, а не необходимостью поддержки каких-то периферийных союзников. То же относится к другим западным странам.
Прибалтика и прочая Восточная Европа в войне памяти с Россией могут рассчитывать только на себя, и шансы на их победу стремятся к нулю, потому что силы слишком неравны.
Речь не только о том, что финансовые и интеллектуальные ресурсы «невинных жертв» несопоставимы с российскими. Речь еще о том, что на стороне России исторические факты и злое энергичное стремление довести дело до конца.
Диалога и компромиссов с преемниками коллаборационистов в Москве на сей раз искать никто не намерен.
Поэтому не за горами тот день, когда они будут каяться за военные преступления в северо-западных регионах РСФСР и возвращать потомкам убитых евреев награбленное в годы Холокоста имущество.