Вслед за Америкой Франция приняла прибалтийскую эстафету, удостоив глав государств Балтии совместным посещением Елисейского дворца. Президент Французской Республики Эммануэль Макрон, будучи по своей природе, как и президент США Дональд Трамп, прагматичным бизнесменом, использовал визит прибалтов в собственных интересах. Что осталось за фасадом общих ритуальных заявлений? И какие острые темы могли обсуждаться за закрытыми дверями?
Главы Литвы, Латвии и Эстонии в Париже в понедельник 9 апреля встретились с хозяином Елисейского дворца Эммануэлем Макроном и приняли участие в совместной пресс-конференции. Обращает на себя внимание тот факт, что, как и в случае недавнего прибалтийского турне в США, президент Литвы Даля Грибаускайте взяла на себя представительскую роль региона в переговорах с французами.
В этот раз акцент переговорной повестки был смещен в сторону предстоящих реформ Евросоюза, и в связи с этим литовский лидер озвучивала тезисы об «общей, сильной, интегрированной и пользующейся уважением Европе» под эгидой Франции. В свою очередь главы Латвии и Эстонии Раймондс Вейонис и Керсти Кальюлайд отметились дежурными заявлениями о необходимости «сплочения и единения перед лицом внешних угроз».
Но так ли идеалистичны отношения Прибалтийских стран с Францией?
Лидеры Латвии и Эстонии в ходе протокольных мероприятий с главой Французской Республики чувствовали себя достаточно свободно и держались уверенно. В свою очередь, Даля Грибаускайте не могла похвастаться такой раскованностью: ее эмоции были сдержанны, а язык тела свидетельствовал о присутствующем напряжении. По всей видимости, этому было какое-то объяснение. Если в случае Латвии и Эстонии всё безоблачно в отношениях с Парижем, то у Литвы есть определенные проблемы.
Для литовского лидера этот визит в меньшей степени, чем для ее коллег, носил ритуальный характер. Он стал, по сути, вызовом на ковер, где ей за закрытыми дверями пришлось объясняться перед главой Французского государства за публичную поддержку Польши в противостоянии с Еврокомиссией. В Елисейском дворце также поинтересовались ее позицией в свете предстоящей процедуры голосования по польским санкциям. Ранее литовка публично намекала на использование вето.
Именно эта тема, с учетом затрачиваемых президентом Французской Республики Эммануэлем Макроном на продвижение проекта «Европы разных скоростей» усилий, и должна была стать основным пунктом закрытой повестки переговоров. Больше Парижу с Вильнюсом говорить, по сути, было не о чем.
Таким образом, в Париже Даля Грибаускайте повторно оказалась в «сложноподчиненном» положении — была вынуждена объясняться перед одним из законодателей и грандов ЕС.
К последнему американскому горькому осадку добавилась и французская порция негатива. Еще каких-то несколько дней назад в ходе американо-прибалтийского «форума столетия» в Вашингтоне хозяин Белого дома Дональд Трамп в вассально-пренебрежительной манере учил Грибаускайте жизни, публично требуя расписаться в собственной беспомощности.
Для присутствующей на переговорах прессы это выглядело следующим образом: «Кто молодец? Я молодец! Не нажми как следует на вас, вы бы и не удосужились почесаться», — самодовольно провозглашал Дональд Трамп. В ответ Грибаускайте почтительно отвечала: «Да, ваша светлость, мы очень рады, что вы применили к нам такие нестандартные формы давления, это нам, конечно, помогло. Будем рады и впредь вашей твердой руке. Любите нас крепче».
Это прилюдное унижение, конечно же, не осталось без внимания американских СМИ. Даля Грибаускайте стала объектом насмешек комиков популярной телепередачи Saturday Night Live, где исполнительница ее роли подобострастно реагировала на хамские реплики американского президента, сыгранного известным голливудским актером Алеком Болдуином.
Французский лидер под стать своему американскому коллеге. Оба выходцы из большого бизнеса: Эммануэль Макрон в прошлом успешный инвестиционный банкир. Оба, благодаря своему железному характеру, несгибаемой силе воли и бойцовским качествам, выжили в условиях жесточайшей конкуренции.
Всё это и помогло французу, новичку в большой политике, не только быстро освоиться среди европейских лидеров, но и взять на себя инициативу по разделению ЕС на центр и периферию, а также его финансовому оздоровлению. Для того чтобы двигать такие глобальные темы, инициатор должен обладать непререкаемым авторитетом. Слабость здесь неуместна, иначе никто всерьез не будет воспринимать такое лидерство. Поэтому сегодня для руководителя Французского государства вопрос Польши является принципиальным, своего рода тестом на профессиональную пригодность, делом чести. Соответственно, это и обуславливает все его шаги в этом направлении.
Французский лидер ранее на встрече глав государств и правительств 27 стран — членов ЕС уже продемонстрировал решимость укрепить дисциплину и призвать к ответу тех, кто нарушает демократические нормы. В ходе пресс-конференции он выразился предельно ясно: «…те, кто намеренно пренебрегают правилами ЕС, принимают нас за дураков». И хотя напрямую слово «Польша» и не прозвучало, всем было понятно, что речь идет именно о ней. Варшава не устранила в предписанный срок нарушения европейского законодательства, как того требует введенная Еврокомиссией в конце 2017 года санкционная процедура.
И здесь вопрос уже не в наказании Польши, чья судьба предрешена, а в том, что ждет саму Литву в случае открытого саботажа проекта французского президента.
Даля Грибаускайте вплотную подошла к тем красным линиям, пересечение которых ничего хорошего ей и Литве не сулит. Отдавала ли себе в этом отчет литовский лидер, делая в ходе визита своего польского коллеги Анджея Дуды в Вильнюс резонансные заявления о том, что «Литва не будет поддерживать никаких насильственных и силовых методов против любой страны, в том числе и Польши»? Понимала ли, что это не останется не замеченным в Елисейском дворце, который рано или поздно выдернет ее на ковер для разъяснения своей позиции? Готова ли она бросить вызов реформатору ЕС, от которого зависят будущие контуры обновленной Европы и новое страновое бюджетирование?
Визит во Францию продемонстрировал, что в Париже, как и в Вашингтоне, никто не собирается общаться с Литвой на равных. К этому просто нет никаких реальных экономических предпосылок. Вклад этой прибалтийской республики в валовый внутренний продукт ЕС почти незаметен — 0,2%. Для сравнения, вклад Германии составляет 20%, Франции — 15%, Италии — 12%, Испании — 10%. Именно эти страны являются основными донорами, неся на себе, за счет рекордных отчислений в европейский бюджет, бремя содержания периферии. Согласно данным Eurostat, Литва является среди стран Балтии лидером по самым крупным ежегодным дотациям из бюджета ЕС. Инвестиции структурных фондов Евросоюза в Литву в период 2014–2020 годов составят 8,4 млрд евро.
Что касается политического представительства в европейских структурах, то, например, в том же Европарламенте удельный вес Литвы крайне мал — чуть более 1% (10 голосов из 750 мест). Выход Великобритании еще больше размоет присутствие прибалтийского государства в этой структуре, так как треть от английской квоты в 73 мандата (остальная часть «заморожена» под будущих членов ЕС — прим. RuBaltic.Ru) будет распределена между другими странами — членами Евросоюза. Франция и Испания получат по пять дополнительных мандатов. Литвы в этом списке нет.
Визит Дали Грибаускайте во Францию стал своего рода последним предупреждением, с помощью которого четко дали понять, что наказание Польши неразрывно связано с реализуемым французским лидером проектом «Европы разных скоростей». Любая выходка Литвы в ходе голосования по судьбе Польши поставит крест на амбициях Грибаускайте перебраться после окончания президентства в 2019 году в высокие брюссельские кабинеты.