В ходе Всемирного экономического форума в Давосе украинская делегация пыталась активно завлекать инвесторов и призывала вкладывать в экономику Украины. В этой связи вспомнили и о продвигавшемся Литвой «плане Маршалла для Украины», который предполагает масштабную макрофинансовую помощь Киеву со стороны европейских структур. Однако об этом проекте уже давно ничего не слышно. «План Маршалла» — не единственное начинание Вильнюса на украинском направлении, которое почило в бозе.
О необходимости масштабной безвозмездной финансовой помощи для Украины заговорили практически сразу после Евромайдана. Свои проекты презентовали многие — от европейских интеллектуалов до финансово поистрепавшихся украинских олигархов, рассчитывавших вклиниться в процесс распределения денег для официального Киева.
Например, патронируемое олигархом Дмитрием Фирташем (с 2014 года находится в заточении в Вене под угрозой экстрадиции в США) Агентство по модернизации Украины в 2015 году обещало привлечь в национальную экономику чуть ли не 300 млрд долларов инвестиций, что на тот момент втрое превышало показатель ВВП Украины.
Настойчивее всех оказалась Литва, которая после 2014-го позиционирует себя в качестве главного лоббиста Украины на международной арене.
В 2017 году бывшие премьер-министры Литвы Андрюс Кубилюс и Гедеминас Киркилас разработали «план Маршалла для Украины», предполагающий макрофинансовую помощь Киеву в размере от 30 до 50 млрд евро. Авторы проекта, которые нашли поддержку в стенах Сейма Литвы, планировали обязать Евросоюз заложить эту сумму в структурные фонды ЕС.
Информационную волну о том, что «заграница нам поможет», активно подхватила власть Петра Порошенко, подчинившая внешнюю политику Украины выпрашиванию финансирования у зарубежных партнеров.
Украинские политики и их литовские визави много говорили о том, что «план Маршалла» будет презентован на саммите «Восточного партнерства» в Брюсселе в ноябре 2017 года. Никакой презентации, естественно, не состоялось: на саммите о «плане Маршалла» не было сказано ни слова, а руководители МВФ и Евросоюза заявляли, что не осведомлены о подобных инициативах, и рекомендовали Киеву «продолжать реформы».
Тем не менее оптимизма у идеологов прожекта и его ключевого спикера Андрюса Кубилюса не поубавилось, и в первой половине 2018 года было обещано проведение конференции доноров, которые якобы готовы предоставить Киеву многомиллиардные суммы. Выхлопа эта инициатива не возымела. Ведь 2018-й был для Украины предвыборным, а неустойчивое положение Порошенко не позволяло ему давать гарантии или брать на себя обязательства.
Под конец 2018 года с целью сохранить президентское кресло Порошенко и вовсе пошел на введение военного положения, что стало «отменным» сигналом для потенциальных меценатов, инвесторов, кредиторов.
Власть Владимира Зеленского интереса к «плану Маршалла» не проявляла, а вице-глава правительства по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Дмитрий Кулеба отмечал неясность перспектив этого проекта. Собственно, на этом эпопею вокруг «плана Маршалла для Украины» можно считать завершенной.
За две недели до объявления военного положения в Вильнюсе состоялась IХ Межпарламентская ассамблея Украина — Польша — Литва. В итоговую декларацию вошли положения инициативы «Украина-2027», направленные на мобилизацию усилий для принятия Евросоюзом решения об интеграции Украины, Грузии и Молдавии в 2025–2027 годах. Именно в этот период в ЕС будут председательствовать Польша и Литва.
Нетрудно догадаться, что автором сего прожекта, в сущности — симулякра был Андрюс Кубилюс. Подобные прожекты выгодны еще и потому, что к 2025 году о них никто не вспомнит, но в данный момент они позволяют заработать сиюминутные пиар-бонусы.
В целом планы Кубилюса диссонировали с утвержденной Брюсселем программой расширения Евросоюза, куда при наиболее оптимистичных раскладах, к 2025 году планируют принять государства Западных Балкан (что также представляется неочевидным ввиду отсутствия консенсуса среди стран Западной Европы по этому поводу).
Для Кубилюса проекты на украинском направлении были одним из инструментов собственного пиара в рамках борьбы за кресло генсека Совета Европы; одну из его структурных частей, а именно Парламентскую Ассамблею, Киев и Вильнюс рассматривают как одну из важнейших площадок на международной арене вопреки тому, что все ее решения носят рекомендательный характер.
Но в марте 2019 года Кубилюс выбыл из числа претендентов на пост генсека Совета Европы во многом из-за того, что занял крайне жесткую и бескомпромиссную позицию по отношению к России. На тот момент руководство Совета Европы вело переговоры с Москвой о восстановлении прав российской делегации в ПАСЕ, которые успешно завершились летом прошлого года.
С тех пор интерес Литвы к Украине снизился, хотя и сохранялась инерция предыдущих лет. В Европарламенте и Парламентской ассамблее Euronest Андрюс Кубилюс осенью 2019 года предлагал запустить некий «процесс трио», чтобы открыть перспективу членства в ЕС для Украины, Молдавии и Грузии. Отклика у европейского истеблишмента идея бывшего литовского премьера так и не нашла, что стало уже закономерностью.
Однако литовские политики продолжают фонтанировать идеями.
Теперь они решили переключить свои усилия на Россию.
В рамках Европарламента все тот же Кубилюс инициировал неформальное объединение «Друзья европейской России», где будут нарабатываться предложения по демократизации России «после Путина». Первая встреча в этом формате состоялась 11 декабря 2019 года в Брюсселе.
Впрочем, как показывает «украинский кейс» Кубилюса, если за дело берется бывший литовский премьер, один из наиболее непопулярных руководителей правительства Литовской Республики, это практически гарантия провала проекта.