В Минске завершились переговоры глав России, Украины, Германии и Франции по выходу из украинского кризиса. После 16 часов переговоров было достигнуто соглашение о прекращении огня с 15 февраля, разведении войск Украины и донецкого ополчения, создании демилитаризованной буферной зоны и проведении конституционной реформы на Украине. Геополитический итог минских соглашений в том, что гарантами безопасности в центре Европы выступили три главные европейские страны, тогда как находящиеся за океаном Соединенные Штаты и их прибалтийские «шестерки» остались не у дел.
Полное прекращение огня назначено на 00.00 часов 15 февраля — то есть 12, 13 и 14 февраля Донецк, Луганск, Краматорск и прочие населенные пункты Донбасса еще можно будет обстреливать. Отвод войск с обеих сторон начнется не позднее второго дня с момента прекращения огня и будет продолжаться в течение 14 дней под контролем ОБСЕ. Украинская армия и ополченцы обменяются пленными по принципу «всех на всех», обмен будет проведен в течение 16 дней. Между двумя конфликтующими сторонами устанавливается демилитаризованная буферная зона шириной от 50 до 140 километров: минимум 50 километров друг от друга — для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, 70 километров — для реактивных систем залпового огня и 140 километров — для тактических ракетных систем «Точка-У».
Отвод войск проводится по линии соприкосновения, предусмотренной Минским меморандумом от 19 сентября 2014 года. Мониторинг режима прекращения огня будет обеспечивать ОБСЕ. Под наблюдением ОБСЕ должен быть осуществлен вывод всех иностранных вооруженных формирований и наемников с территории Украины, а также иностранной военной техники (в том числе, надо полагать, литовской). Должны быть разоружены все незаконные военизированные объединения.
Главная политическая часть принятых договоренностей — проведение конституционной реформы на Украине.
К концу 2015 года должна быть принята новая Конституция, предусматривающая, прежде всего, децентрализацию страны — приниматься она должна при согласовании с представителями самопровозглашенных республик Донбасса. Восстанавливается действие Закона об особом статусе Донбасса — теперь на восставших территориях должны пройти выборы в органы местного самоуправления. Украина обязалась объявить амнистию всем участникам конфликта на Донбассе и законодательно запретить уголовное преследование и наказание лиц, причастных к конфликту на Юго-востоке.
Достигнутые соглашения по решению социальных проблем: Украина восстановит действие своей банковской системы в охваченном конфликтом регионах и возобновит выплату зарплат, пенсий и социальных пособий жителям Донбасса. И Киев, и ДНР с ЛНР обязуются обеспечить безопасный доступ, хранение и распределение гуманитарной помощи для гражданского населения, пострадавшего от военных действий.
Для согласования этих условий прекращения боевых действия «нормандской четверке» потребовалось 16 часов. Переговоры начались вечером 11 февраля, а закончились поздним утром 12-го. И даже поздним утром 12 февраля мирное урегулирование было на грани срыва. Сперва президент Украины Петр Порошенко заявил, что предлагаемые условия для его страны неприемлемы. Затем главы Донецкой и Луганской народных республик Александр Захарченко и Игорь Плотницкий отказались подписывать мирное соглашение, назвав его неприемлемым уже для Донбасса. В результате итоговый документ был наконец подписан: сначала — Петром Порошенко, затем — лидерами ДНР и ЛНР.
Теперь самый актуальный вопрос на повестке дня — как будут выполняться минские договоренности, и будут ли они выполняться вообще?
На начальном этапе урегулирования сразу возникает проблема с «парамилитарными образованиями» (по-простому — вооруженными бандами), которые решено разоружить, а всех иностранных наемников и добровольцев выдворить с территории Украины. Они ведь могут и отказаться разоружаться и выдворяться, а украинские силовые структуры со времен боев на Майдане не в том организационном и моральном состоянии, чтобы силой их разоружать. Несколько дней назад добровольческий батальон «Айдар», например, пытался штурмовать Министерство обороны в Киеве — милиция за ним следила абсолютно равнодушно и восстанавливать правопорядок не спешила. А если теперь те же «Айдар», «Азов» и прочие взбунтуются? Если в течение следующих 72 часов — до прекращения огня с 15 февраля — радикальная часть Верховной Рады не заголосит о «минской зраде» и не объявит о предательстве президента Порошенко — это уже будет большая удача. Потому что если объявит, то это будет означать политическое поощрение тех вооруженных до зубов маргиналов, для которых война стала смыслом жизни и которым в мирной стране просто нет места.
Так что настоящего успеха в деле достижения мира еще не произошло: на бумаге минские договоренности выглядят гладко, осталось посмотреть, как они будут исполняться.
И если воплощение в жизнь военных и социальных договоренностей еще может пройти успешно, столкнувшись лишь с отдельными сложностями, то с политической частью документа всё совсем печально. Украина уже отменяла Закон об особом статусе Донбасса через два месяца после его принятия. Еще весной прошлого года Киев обещал восточным и южным областям страны самую широкую децентрализацию. И где она? Что же касается изменений в Конституции, то, зная украинскую политику, можно легко предположить, что в итоге всё сведется к пустым и ничего не значащим формулировкам.
Так что пока в Минске достигнут на мир, а еще одно минское перемирие. Характерно, что опять минское. Минск и Белоруссия в сознании международного сообщества постепенно становятся символами мира, диалога и переговоров с компромиссами. А единственным абсолютным победителем в завершившемся 16-часовом марафоне в очередной раз стал президент Белоруссии Александр Лукашенко.
Это очень показательно: то, что началось в Вильнюсе теперь вынуждены заканчивать в расположенном по соседству Минске.
«Последний диктатор Европы» Лукашенко, ставший посредником на мирных переговорах, превращается в рукопожатного партнера для главных европейских лидеров, тогда как на Далю Грибаускайте, сделавшую всё, чтобы спровоцировать международный конфликт, после позорного Вильнюсского саммита у них, похоже, образовалась стойкая аллергия.
Франция между тем собирается наконец-то поставить России свои вертолетоносцы «Мистрали» — это уже второе поражение прибалтийской дипломатии по итогам минских договоренностей. Первое — это то, что ни у Меркель, ни у Олланда и речи не шло о том, чтобы признать донецких и луганских ополченцев — террористами.
Главное же стратегическое поражение прибалтийских и прочих «ястребов» состоит в том, что мирные переговоры вообще состоялись. Причем благодарны за это они должны быть себе же самим: сами перегнули палку, едва не добившись поставки на Донбасс летальных вооружений. В ответ на это «Старая Европа» вместо того, чтобы заразиться русофобской горячкой, взяла да и договорилась с Путиным, подтвердив тем самым, что ни о какой международной изоляции России речи не идет.
Поэтому геополитический итог минских соглашений выглядит следующим образом: гарантами безопасности в центре Европы выступили три главные европейские страны, находящиеся за океаном Соединенные Штаты оказались не у дел, и их мелкие восточно-европейские «шестерки» ничего не смогли с этим поделать. Учитывая, что только такой расклад и может рано или поздно превратить прекращение огня в полноценный мир в Европе, этот геополитический итог не может не радовать.