За два месяца, прошедших с выборов в латвийский Сейм, правящее «Единство» успело отметиться серией скандалов. Из партии власти выгнали депутата Сполитиса, попавшегося на вождении в пьяном виде, зато сохранили мандат депутату Закису, пойманному на подкупе избирателей в Латгалии. Неконвенциональное поведение политиков «Единства» становится системным, а латвийская правящая партия постепенно превращается в коллективную героиню желтой прессы.
Краткое содержание предвыборных скандалов, связанных с «Единством». Лидер партии и спикер Сейма Солвита Аболтиня носилась по латвийским дорогам со скоростью 150 км/час, нарушая все мыслимые и немыслимые правила дорожного движения. Сотрудники Межведомственного координационного центра, напрямую подчиняющегося премьер-министру Латвии, развлекались за бюджетный счёт в комплексе джакузи в Сигулде. Пресс-секретарь латвийского премьера Джейна Тамбулевича на появившемся в сети видео участвовала в кастинге для съемок в порнофильме. Латвийское правительство и верхушка правящей партии прямо перед выборами продали рентабельный государственный банк Citadele по цене намного ниже рыночной, засекретив от общественности подробности сделки. Одного из покупателей государственного актива тоже засекретили, другим покупателем оказался американский инвестиционный фонд, с топ-менеджерами которого за месяц до продажи Citadele banka отдыхали в Грузии ведущие деятели «Единства»: экс-премьер Латвии еврокомиссар Валдис Домбровскис и председатель парламентской фракции Дзинтарс Закис. Последний подозрения в коррупции опроверг непобедимым аргументом «С кем хочу, с тем и отдыхаю».
Первые лица «Единства», вплоть до премьер-министра Лаймдоты Страуюмы, на все вопросы касательно скандалов вокруг партии отвечали, что это «кампания клеветы и лжи», запущенная конкурентами перед выборами, и после выборов правда восторжествует, и все «грязные поклёпы» сами собой сойдут на нет. В реальности вышло по-другому: после выборов «Единство» отметилось только новыми скандалами. Теперь на него уже не искали компромат, этот компромат находился сам собой: ведущие деятели партии власти, словно звезды шоу-бизнеса, сами окружили себя интригами и сенсациями. Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич, ранее прославившийся именно борьбой со звездами шоу-бизнеса, принялся посвящать широкие слои населения в особенности своей сексуальной жизни. Лидер партии Солвита Аболтиня, которую избиратель на этих выборах массово повычеркивал, оставив без мандата, всё равно пролезла в Сейм, отняв мандат у депутата, за которого народ, наоборот, проголосовал.
Но первым и - самым громким из случившихся после выборов - скандалом, дошедшим до судебного разбирательства, стал подкуп избирателей председателем парламентской фракции «Единства» Дзинтарсом Закисом, массово скупавшим голоса в Латгалии.
Накануне был оглашен результат этого судебного разбирательства. Верховный суд Латвии постановил, что приведенных доказательств подкупа избирателей недостаточно, и отказался отменить результаты выборов 12-го Сейма в Латгалии и признать недействительными голоса, отданные за Дзинтарса Закиса. Отдельные факты подкупа при этом подтвердились — несколько человек признались, что брали деньги за «правильное» голосование. В итоге получилось, что виновность Закиса была доказана, а сам Закис оправдан: выявленных фактов подкупа оказалось недостаточно, чтобы счесть их повлиявшими на исход выборов. Так что Дзинтарс Закис сохранил мандат, который, по-хорошему, у него надо было отобрать еще после аферы с Citadele.
Словно ради того, чтобы снизить общественный резонанс от этой истории, «Единство» изгнало из своих рядов другого депутата — Вейко Сполитиса, пойманного пьяным за рулем. Член комиссии латвийского Сейма по этике Сполитис был задержан 29 октября на ул. Гранита в Риге. В его организме было обнаружено 1,4 промилле алкоголя. От работы в комиссии по этике он, разумеется, отказался, членство в «Единстве» приостановил, а вот депутатский мандат сдавать не стал, хотя однопартийцы ему на это намекали.
Впрочем, не слишком активно: после историй с прохождением в 12 Сейм Закиса и Аболтини бороться за чистоту рядов правящей партии не с руки.
При этом «Единству», да и вообще латвийскому правящему классу очень хочется если не быть настоящими европейцами, то хотя бы казаться ими. Поэтому настоящую европейскую принципиальность там оттачивают на однопартийцах рангом помельче. На днях из партии власти с шумом выгнали муниципального деятеля из Кандавского края Ингу Приеде: депутат тамошнего райсовета написала в «твиттере»: «Только гомосексуальный закон на уме, из-за которого на селе все в шоке», а в процессе развернувшейся дискуссии, отвечая на твит о том, что гомосексуальные люди вынуждены «бежать за границу, где гомофобия не является нормой», Приеде написала: «И слава богу! Немцы в свое время расстреливали. Улучшится рождаемость». За это высказывание она вынуждена была приостановить членство в правящей партии.
Похвальная, конечно, борьба за «прогрессивность» и «европейскость», но тут уж возникает вопрос о последовательности. Нельзя быть настоящими европейцами до обеда, после отхода ко сну и по пятницам: либо ты ведешь себя по-европейски всегда, либо это просто лицемерие. «Единство» подтвердило свой мандат на власть, играя на махровой ксенофобии и национализме, запугивая всяческими нелояльными меньшинствами и русскими танками на родном хуторе. А младшим партнером по коалиции партия власти выбрала Национальное объединение, которое состоялось как политическая сила за счет оправдания и героизации нацизма.
После этого лишить членства в партии свою самую типичную избирательную избирательницу, чтобы отвлечь внимание от непрекращающихся бесконечных скандалов в высшем партийном руководстве — что это, если не лицемерие?