Финляндия и Швеция, которые не являются членами НАТО, откроют воздушное и наземное пространство для учений Североатлантического альянса. С 25 октября по 7 ноября военные под предводительством США будут отражать потенциальную угрозу на территории нейтральных стран. Аналитический портал RuBaltic.Ru разбирался, почему Финляндия с радушием принимает натовских «гостей».
Trident Juncture — 2018 («Единый Трезубец — 2018») — военные учения под руководством НАТО, которые в конце октября начнутся в Норвегии. Маневры будут проводиться в основном в центральной и восточной частях страны, а также затронут воздушное и морское пространства Швеции и Финляндии. Основные декларируемые цели Trident Juncture — подготовка сил реагирования НАТО и проверка обороноспособности Альянса.
По легенде военнослужащим предстоит освободить незаконно оккупированную территорию северной части Норвегии. В роли врага выступает выдуманная страна на северо-востоке под кодовым названием «Муринус». Официальные представители вооруженных сил Норвегии декларируют, что для них эти учения станут проверкой на способность взаимодействовать со своими союзниками по Североатлантическому Альянсу.
Количество задействованных в маневрах солдат более чем в четыре раза превышает численность участников совместных российско-белорусских учений «Запад-2017», масштаб которых вызвал бурю негодования у соседей России.
В Норвегии учения такого рода в последний раз проводились в 1980-х годах. А для НАТО это самые крупные маневры за последние 16 лет. Суммарно в них должны принять участие 10 тысяч автомобилей, 150 самолетов и 60 морских судов, в том числе атомный авианосец США «Гарри Трумэн». Если взглянуть на личный состав, в учениях «Единый Трезубец — 2018» примет участие 51 тысяча солдат из более чем 30 стран, в том числе с Украины.
«Трезубец» у северных границ России
Согласно правилам ОБСЕ, представителей России пригласили присутствовать на маневрах в качестве наблюдателей. Руководство НАТО тем самым подчеркивает свои миролюбивые намерения, да и глава Минобороны Финляндии Юсси Ниинистё почему-то решил, что предстоящее мероприятие поможет разрядить отношения между РФ и НАТО. С чего бы вдруг?
Само название учений невольно вызывает любопытство: что значит «Единый Трезубец»?
Если посмотреть на карту северной Европы, станет понятно, что Норвегия, Швеция и Финляндия действительно образуют три своеобразных зубца, направленных параллельно российской границе. Но почему трезубец оказался «единым»?
Швеция и Финляндия, в отличие от Норвегии, не входит в НАТО. А не так давно президент Финляндии Саули Ниинистё заявлял, что не видит угрозы со стороны России, поэтому его страна не планирует вступать в Североатлантический альянс.
Комментируя участие нейтральных стран в предстоящих учениях, министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил о попытках «втягивания» Финляндии и Швеции в натовские структуры. Он также обратил внимание на то, что в мае этого года данными государствами был подписан специальной договор с НАТО, предусматривающий не только их участие в подобных учениях, но и предоставление им доступа к системам управления войсками и оружием Альянса.
Учения «Единый Трезубец», согласно Шойгу, следует рассматривать как попытки расширить территорию НАТО в сторону северных границ России.
Событие является даже по-своему переломным, ведь на территории Финляндии натовские учения пройдут впервые.
Очевидно, что эти действия укладываются в более широкую стратегию Альянса по увеличению военного контингента в соседствующих с Россией странах. С 2014 года численность натовских военнослужащих в Восточной Европе возросла практически в семь раз (с 2 до 15 тысяч). Многократно увеличилась и численность военных, привлекаемых к учениям.
Финскому нейтралитету конец?
Послевоенный курс нейтралитета Финляндии, проводимый президентом Юхо Кусти Паасикиви, в период «холодной войны» часто служил хрестоматийным примером стратегии поведения для «стран-лимитрофов» (другими словами, для стран, находящихся между двумя центрами силы).
Пресловутый «финский нейтралитет» заключался в сознательном отказе от присоединения к тому или иному блоку в пользу собственного экономического развития и выстраивания добрососедских отношений со всеми ближними странами.
Краеугольным камнем проводимой политики нейтралитета Финляндии служил «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи» с СССР, действовавший с 1948 года. Впрочем, после распада Советского Союза Финляндия начала «дрейфовать» в сторону Североатлантического альянса.
В 2008 году финны присоединились к силам быстрого реагирования НАТО, в результате чего Вооруженные силы Финляндии были переведены на стандарты Альянса. Страна начала принимать участие в совместных с НАТО военных операциях; например, в Афганистане. Небольшими шагами, но Финляндия все же двигалась к интеграции в НАТО.
Нужно отметить, что окончательному решению присоединиться к Альянсу препятствовали определенные факторы. Так, например, увеличение военных отчислений для Хельсинки всегда служило дополнительным стимулом отказа от вступления в НАТО. Тем более что с легкой руки президента США Дональда Трампа они могут стать выше изначальных 2% от ВВП. Современный уровень расходов Финляндии на военные нужды составляет всего 1,2% ВВП, что на порядок меньше, чем требует от своих сателлитов американский президент.
Также негативным оставалось и отношение рядовых финнов к потере нейтралитета.
Чтобы проиллюстрировать это отношение, можно вспомнить простой факт: из восьми кандидатов в президенты на выборах этого года за вступление в НАТО открыто выступал только Нильс Торвальд, который набрал всего 1,5% голосов и занял последнее место в списке.
А согласно опросам, проведенным компанией Taloustutkimus в 2017 году, за вступление в НАТО выступили всего лишь 19% финнов, причем их количество с 2014 года уменьшилось на 7%.
Но несмотря на перспективу дополнительных расходов, традицию политики нейтралитета и непопулярность Североатлантического альянса среди граждан республики, постепенная интеграция Финляндии в НАТО продолжается. Остается только ждать: одержит верх финский прагматизм или Хельсинки тоже поддастся антироссийской истерии.