×
Политика Политика

Дело Магониса: кому помешал начальник «Латвийской железной дороги»?

Источник изображения: http://static.err.ee

В Латвии арестован и отстранен от занимаемой должности председатель Правления «Латвийской железной дороги» Угис Магонис. Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) обвиняет его в получении взятки в размере 0,5 миллионов евро. Ранее на Магониса публиковались материалы-доносы в провластной латышской прессе, в которых главного латвийского железнодорожника причисляли к «экономической пятой колонне»: Магонис был сторонником прагматичных и взаимовыгодных отношений Латвии с Россией и выступал против антироссийского внешнеполитического курса официальной Риги.

Согласно последней статистике Министерства сообщения Латвии, 75% грузов, перевозимых по латвийским железным дорогам, следуют в Россию или из России. До «войны санкций» и спровоцированного ею кризиса объемы были еще больше и составляли 81%.

В такой ситуации неудивительно, что латвийские железнодорожники всегда были одной из наиболее крупных и влиятельных групп, заинтересованных в добрососедских, прагматичных и экономически взаимовыгодных отношениях между Латвией и Россией.

Неудивительно и то, что глава «Латвийской железной дороги» Угис Магонис был одним из главных критиков взятого с прошлого года официальной Ригой курса на качественно новый уровень конфронтации с Москвой.

Это была не просто личная позиция председателя Правления Latvijas Dzelzceļš – такую позицию объективно диктовали жизненные интересы железнодорожной отрасли Латвии.

«Нельзя сбрасывать со счетов, что географическое положение Латвии не позволяет нашей железнодорожной отрасли существенно диверсифицировать направления и виды бизнеса, поскольку мы связаны рельсами с Россией, Беларусью, Литвой и Эстонией. Поэтому, даже привлекая азиатские грузы, нам надо считаться с тем, что они попадут к нам только через одну из этих стран. Без России не будет грузов из Казахстана и Китая и обратно. Поэтому поддерживать хорошие отношения с соседями для нас очень существенно», — говорил Угис Магонис за несколько недель до своего ареста, подчеркивая, что «война санкций», экономические проблемы России и кризис в международных отношениях наносят удар по транзитной отрасли Латвии, а от транзита критически зависит вся латвийская экономика.

Особую опасность для латвийских железнодорожников, портовиков и автоперевезчиков несет раскручивающаяся санкционная спираль. Эта спираль уже раскрутилась до запрета на экспорт в Россию латвийских шпрот, и следующим сектором, который может попасть под удар на новом витке, очевидно, является транзит.

Согласно исследованию аудиторской компании EY, проведенному по заказу Latvijas Dzelzceļš, в случае потери Латвией российских транзитных грузов латвийская железнодорожная отрасль потеряет 47,3 миллиона тонн грузов и 1,3 миллиарда евро прибыли. ВВП Латвии сократится на 1,7%, безработица вырастет на 1,1%, налоговые поступления снизятся на 2,4%.

При таких экономических рисках глава «Латвийской железной дороги», разумеется, выступал противником выбранного внешнеполитического курса и добивался от правительства нормализации отношений с Россией. «Сфера железнодорожных грузовых перевозок, несомненно, является геополитическим бизнесом, в котором мы, железнодорожники, в очень большой степени зависим от отношений между странами, в том числе — от политических отношений, — говорил год назад Угис Магонис в интервью RuBaltic.ru. — Мы вели переговоры с правительством и разъяснили, какова роль железной дороги и транспортной отрасли в народном хозяйстве, и я уверен, что наше правительство это осознаёт».

Эта позиция и лоббистская деятельность – тот неизбежный политический контекст, который теперь будет сопровождать уголовное преследование уже бывшего главы LDz.

Угис Магонис был задержан Бюро по противодействию и борьбе с коррупцией (KNAB) по обвинению в получении взятки в размере 500 тысяч евро от компании Skinest, принадлежащей эстонскому предпринимателю Олегу Осиновскому. Предприятие Осиновского продало дочерней компании Latvijas Dzelzceļš четыре локомотива стоимостью не менее 2 миллионов евро за каждый. В KNAB посчитали, что получить за локомотивы такую цену эстонская фирма могла, только дав взятку лично председателю Правления «Латвийской железной дороги».

На следующий день после задержания Магониса экстренно созванное собрание акционеров Latvijas Dzelzceļš отстранило его от занимаемой должности. В тот же день был проведен обыск в офисе компании LDz RSS в Риге. Рижский районный суд выдал ордер на арест Угиса Магониса.

Несмотря на условно пророссийскую позицию Магониса и его статус одного из главных внутрисистемных критиков внешнеполитического курса руководства Латвии, это уголовное дело можно было бы целиком и полностью отдать на откуп юристам, если бы не еще одно примечательное обстоятельство.

Незадолго до отстранения от должности и ареста на главного латвийского железнодорожника появлялись материалы-доносы в провластной латышской прессе, в которых начальника «Латвийской железной дороги» называли "агентом влияния Кремля", который своей деятельностью ведет против Латвии гибридную войну в пользу России.

В марте Латвийское государственное ТВ сделало репортаж о роскошном праздновании дня рождения Угиса Магониса в Рундальском замке, главным гостем на котором был президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. «Глава латвийского правительства Лаймдота Страуюма («Единство»), которая в прошлом году во время визита Меркель в Ригу просила поддержать длительное и постоянное присутствие союзников по НАТО в Латвии, посещение Латвии видным представителем «черного списка» нашего главного союзника — США —  называет «частной вечеринкой». «Частное мероприятие» не комментирует и однопартиец Страуюмы, министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс», — возмутилась по этому поводу националистическая газета IR в статье «Бал с агрессором».

«Магонис всегда возражал против проекта Rail Baltica — соединения железнодорожной сети Латвии с европейскими странами — как «политического» и будто бы невыгодного для Латвии. И Якунин еще в 2011 году на бизнес-форуме в Риге, который организовала жена Магониса, руководитель общественной организации «Стратегическое партнерство-1520» Анастасия Бакулина, призывал вместо реализации Rail Baltica модернизировать железнодорожную линию Рига-Москва, — рассуждает автор статьи Айварс Озолиньш и делает естественный для себя вывод, —в этой связи необходимо задать вопрос, не является ли тяжелое продвижение проекта Rail Baltica и сопровождающие его странности (к примеру, то, что не предусматривается соединение с Рижским портом) дальновидным саботажем в пользу стратегических интересов России, или частью реализуемой Кремлем гибридной войны?».

Если бы в России после подобных публикаций в ура-патриотической прессе был арестован крупный предприниматель или госслужащий, публично выступающий против проводимой Кремлем внешней политики, то он моментально сделался бы узником совести, политзаключенным и новой иконой российского либерализма. Но Латвия – это ведь вам не Россия: если там арестовывают крупного чиновника за конфликт интересов, значит, в его работе действительно была коррупционная составляющая, уголовное преследование связано только с этим и в нем нет никакой политики.

С другой стороны, чем можно объяснить, что Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией в упор не увидело конфликта интересов в историях с Parex banka, Kraj banka, Citadele banka? В бизнес-активности экс-премьера Валдиса Домбровскиса, экс-спикера Сейма Солвиты Аболтини, а также их дражайших супругов? Только политикой.

Потому что всем, кроме KNAB, коррупционная составляющая в коммерческих предприятиях правящей латышской элиты была видна невооруженным глазом.

Но если KNAB может быть политически ангажирован в одну сторону, то, получается, что может и в другую?

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров