В завершившемся политическом сезоне литовские элиты всерьез обсуждали, кто займет место Дали Грибаускайте в президентском дворце на площади Дауканто. Аналитический портал RuBaltic.Ru составил свой рейтинг из 5 литовских политиков, у которых есть шанс стать следующим президентом Литвы.
1‑е место: Саулюс Сквернялис — премьер-министр Литвы
Сегодня Саулюс Сквернялис занимает вторую позицию в государстве и сохраняет за собой звание самого популярного политика в стране. Главу правительства, по опросам, поддерживают 19% литовцев — почти втрое больше, чем его ближайших соперников.
В отличие от предыдущих премьер-министров, у Сквернялиса нет конфликта с главой государства: в последнем ежегодном докладе Дали Грибаускайте вместо критики высказывались надежды на новое правительство и оптимистичные ожидания, тогда как правительства консерваторов и социал-демократов с самого начала подвергались президентом резкой критике.
Благоволение Грибаускайте Сквернялису порождает в политико-экспертном сообществе слухи, что президент и премьер-министр договариваются или даже уже договорились о рокировке: Сквернялис становится президентом, Грибаускайте — премьер-министром.
По некоторым данным, этот сценарий уже согласовывается с курирующими Литву внешними центрами — Брюсселем и Вашингтоном.
Но с президентством Саулюса Сквернялиса не всё так однозначно. Есть несколько факторов, затрудняющих выдвижение премьер-министра на главный пост в государстве. Во-первых, популярность нового правительства и новой правящей партии стремительно сокращается. Как и ожидалось, Литовский союз крестьян и «зеленых» не оправдал надежд на новый курс и перемены к лучшему и избиратель уже начал в нём разочаровываться. К лету 2019 года — первому туру президентских выборов — рейтинг премьер-министра может очень сильно «просесть».
Во-вторых, Саулюс Сквернялис не отвечает важнейшим критериям, необходимым президенту Литвы. Глава государства в Литве отвечает за внешнюю политику и представляет страну на международной арене, а Сквернялис никогда не занимался международными связями, не имеет нужных знакомств в Брюсселе и Вашингтоне и не говорит по-английски.
Впрочем, возможно, поэтому Даля Грибаускайте и продвигает его на свое место — чтобы иметь основания опекать неопытного Сквернялиса и со своей премьерской позиции сохранить контроль за внешней политикой и силовиками, оставаясь главным человеком в стране.
2‑е место: Витянис Андрюкайтис — комиссар ЕС по здравоохранению
Для целиком и полностью зависимой от западных союзников в плане безопасности (Соединенные Штаты) и экономики (Евросоюз) Литовской Республики критически важны связи ее руководителей на Западе. Поэтому наиболее вероятные кандидаты в президенты Литвы — это литовцы, работавшие за рубежом и принимаемые за своих в западном истеблишменте. Валдас Адамкус вовсе был гражданином США, много десятилетий делал карьеру на американской госслужбе и переехал в Литву, имея разветвленную сеть знакомств за океаном. Даля Грибаускайте до того, как стать президентом Литвы, была комиссаром ЕС по финансам и бюджету.
По такой логике наиболее вероятный будущий президент — комиссар ЕС по здравоохранению Витянис Андрюкайтис. Пяти лет на работе в Еврокомиссии ему будет достаточно, чтобы гарантировать Литве продолжение субсидирования из фондов ЕС. Кроме того, Андрюкайтис представляет одну из двух системообразующих литовских партий: он почетный председатель Социал-демократической партии Литвы.
Впрочем, в этом же и минус. Социал-демократы после провала на последних парламентских выборах лишились былых властных позиций и прозябают в роли «младшего партнера» в коалиции с Литовским союзом крестьян и «зеленых».
Кроме того, у Витяниса Андрюкайтиса натянутые отношения с Далей Грибаускайте, которая пару лет назад даже вступила с ним в заочную перепалку из-за якобы имевшей место попытки комиссара ЕС по здравоохранению обойти «европейскую солидарность» в вопросе о санкциях против России и обеспечить европейским поставщикам мясомолочной продукции доступ на российский рынок.
Так что Грибаускайте может воспрепятствовать избранию Андрюкайтиса президентом, и, с учетом слабых позиций социал-демократов в сегодняшней литовской политике, шансы еврокомиссара на занятие главного поста в стране неочевидны.
3‑е место: Вигаудас Ушацкас — посол Евросоюза в России
Столь же очевидный кандидат в президенты, что и Витянис Андрюкайтис. Представитель второй системообразующей партии Литвы — консерваторов. Глава официального представительства Евросоюза в России, крупный дипломат, в силу своей должности имеющий связи на высшем уровне в Брюсселе, Берлине и Москве. В международных делах чувствует себя как рыба в воде, что немаловажно для кандидата на пост президента Литвы, отвечающего за внешнюю политику.
И ограничения у Ушацкаса те же, что у Андрюкайтиса. Еще более острый и застарелый конфликт с президентом Далей Грибаускайте, восемь лет назад уволившей Ушацкаса с поста министра иностранных дел Литвы с формулировкой «из-за утраты доверия».
Грибаускайте наверняка воспротивится тому, чтобы посол Евросоюза в Москве занял ее резиденцию на площади Дауканто. Вполне возможно, что Далю Поликарповну в этом вопросе поддержат стоящие за ней консерваторы. Несмотря на то что Вигаудас Ушацкас сам член «Союза Отечества — Христианских демократов Литвы», «ландсбергисты» могут выступить против того, чтобы следующим президентом Литвы стал дипломат с репутацией пророссийского политика, который предыдущие несколько лет жил и работал в Москве. Даже если этот дипломат их однопартиец.
4‑е место: Ремигиюс Шимашюс — мэр Вильнюса
В условиях постоянной востребованности литовским обществом новых лиц, которые могут обещать ему перемены, повышаются президентские шансы лидера Движения либералов и мэра литовской столицы Ремигиюса Шимашюса.
В 2019 году Шимашюс может стать очередным «новым лицом», в способность которого изменить жизнь литовцев к лучшему поверит большинство избирателей.
К тому же в литовской истории есть прецедент, когда мэр Вильнюса был избран президентом страны: Роландас Паксас в 2003 году.
Литовские либералы тесно связаны с «СО-ХДЛ» и во многом являются политическими сателлитами «ландсбергистов». Поэтому Ремигиюс Шимашюс может стать компромиссной фигурой в случае раздрая в рядах литовского правящего класса. При этом в случае избрания мэра Вильнюса президентом консерваторы сохранят контроль над позицией главы государства и смогут и дальше определять политический курс Литвы.
5‑е место: Рамунас Карбаускис — лидер Литовского союза крестьян и «зеленых»
Председатель литовской правящей партии рассматривается в качестве потенциального главы государства отдельно от беспартийного премьер-министра Саулюса Сквернялиса. Сегодня Рамунас Карбаускис — второй по популярности кандидат в президенты: его поддерживают 6,8% избирателей.
Литовский союз крестьян и «зеленых» имеет большинство мест в Сейме республики и контролирует правительство — это автоматически переводит лидера партии в разряд политиков первого эшелона.
В то же время премьер-министр Сквернялис рассматривается населением и элитами в политической связке с «зелеными», его популярность почти втрое выше, чем у Карбаускиса, и Даля Грибаускайте ведет переговоры о президентстве с ним, а не с лидером ЛСКЗ.
Кроме того, говоря о перспективах Карбаускиса, нужно делать скидку на царящую в литовской политике паранойю.
«Ландсбергисты» уже высказывали подозрения, что лидер новой правящей партии — агент Кремля, и называли его кандидатом Путина на президентских выборах 2019 года. В числе их аргументов — то, что брат политика Миндаугас Карбаускис живет в Москве и является художественным руководителем театра им. Маяковского. Для сегодняшней Литвы этого достаточно, чтобы заклеймить Рамунаса Карбаускиса «рукой Москвы».