Завтра состоится инаугурация Дали Грибаускайте, переизбранной на пост президента Литвы. Грибаускайте уже дала понять своими последними заявлениями, что она продолжит антироссийский курс во внешней политике Литвы. Однако для России это будет только выгодно.
«Мы наблюдаем агрессивную риторику, агрессивное поведение, агрессивную пропаганду и информационные войны», – заявила Даля Грибаускайте в недавнем интервью «Голосу Америки». Всё верно – именно это мы и наблюдаем. Риторика официального Вильнюса остаётся крайне агрессивной, в отношении России (и, в меньшей степени, других соседей Литвы) ведётся война на международном уровне, а литовское население зомбируется истерической официальной пропагандой, из которой следует, что Россия на Литву вот-вот нападёт, если уже не напала. Вот только сказала это всё хозяйка дворца на Дауканто, конечно, не о Литве, а о России. «Великорусский шовинизм, который сейчас набирает обороты в России, в значительной степени идёт от элиты, которая пытается его возродить», – считает Даля Грибаускайте. То есть г-жа президент явно не собирается останавливаться на достигнутом за первый президентский срок. Позора на Вильнюсском саммите, испорченных отношений с соседями, проблем литовских предприятий – транзитёров и экспортёров, испорченного имиджа Литвы, к которой западные партнёры относятся как к стране каких-то полубезумных русофобов, – всего этого ей мало: Грибаускайте хочет расширить и углубить эти «достижения» во второй пятилетке.
«Будучи лидером Литвы из трёх балтийских государств, она, как ожидается, возглавит усилия по противодействию региональным амбициям России», - замечает о Грибаускайте корреспондент «Голоса Америки». Значит, президенту Литвы уже мало звания комендантши «осаждённой крепости», её предлагают сделать главнокомандующим всего антироссийского фронта в регионе.
Но для России такой сценарий является самым предпочтительным. Даля Грибаускайте во главе антироссийского фронта в Восточной Европе – это твёрдая гарантия того, что затея с этим фронтом провалится. Ровно так же, как в прошлом году провалилась затея с Вильнюсским саммитом и программой «Восточное партнёрство», порученной на полгода Литве.
Кремль и Смоленскую площадь куда больше бы встревожило, если бы роль лидера антироссийского фронта доверили, например, Польше. У Польши объективно есть потенциал для лидерства в Восточной Европе, многое в её экономической и социальной политике может послужить образцом и моделью развития для соседей, а польская дипломатия отличается профессиональным уровнем, редким для своего региона. В Литве же населения в 13 раз меньше, чем в Польше, не говоря уже об экономике (её социально-экономическое развитие не может служить образцом ни для кого и никогда), а литовская дипломатия, возглавляемая бывшим комсомольским вожаком Линкявичюсом, сводится к истерическим выпадам и провокациям.
Представить себе ситуацию, при которой поляки будут «воевать» на антироссийском фронте под определяющим и направляющим руководством литовских товарищей во главе с доктором Грибаускайте, и вовсе невозможно.
Даже если бы не было проблем с положением литовских поляков и испорченных г-жой президентом Литовской республики отношений с Варшавой, самостоятельная и строптивая даже в отношениях с Брюсселем Польша, ведомая Литвой, – это нонсенс.
Столь же сложно представить вступление в антироссийский фронт, возглавляемый боевой президентшей, Скандинавии. Финляндия, состоявшаяся как 18-ая экономика мира на экономическом партнёрстве с Россией, отпадает сразу. Для Швеции с её масштабной экспансией в литовскую экономику проводить свою внешнюю политику под руководством Вильнюса – не меньший абсурд, чем для Польши. Прочих скандинавов восточно-европейские геополитические перипетии не интересуют вовсе.
Что касается государств «Восточного партнёрства», то Литва год назад уже возомнила себя наставником и покровителем Украины, поставив себе задачу научить президента Януковича хорошим европейским манерам. В итоге Януковича даже не смогли уговорить прочитать Соглашение об ассоциации Украины с ЕС, которое он должен был подписывать на Вильнюсском саммите. Существования Литвы украинские элиты, у представителей которых личное состояние больше всего литовского бюджета, всё это время почти не замечали. Что должно измениться теперь? Разве что в Вашингтоне вдруг решат давать наставления новому украинскому руководству через Вильнюс, а не напрямую через посла… тогда - да.
Остаются две другие европейские страны, из которых можно попытаться организовать «Балтийскую Антанту 2.0». Что могут сделать Литва, Латвия и Эстония в своем альянсе против России, кроме того чтобы самим себя выпороть, создав очередные проблемы собственным налогоплательщикам, выживающим за счёт бизнеса с Россией? Ещё, конечно, возможны символические акции: взяться за руки в новую «балтийскую цепь» против «имперских амбиций Кремля», попрыгать через костёр на празднике Лиго в знак протеста против действий Путина. И, разумеется, традиционные антироссийские истерики на всех международных площадках. То есть ничего нового.
За следующие пять лет этот прибалтийский стиль отношений с Россией дискредитирует себя окончательно. И в Европе, и в самих странах Балтии.
Тем более, если символом этого «буферного» подхода станет доктор Грибаускайте: лучшего агента в деле улучшения своего имиджа на европейском уровне, чем эта знатная антисоветчица с её бесконечными коммунистическими скелетами в московских архивных шкафах, тележками на «Рот-Фронте» и Вильнюсской школой КПСС, России просто не найти.