Неспособность Литвы обеспечить поддержку других стран Балтии в борьбе с Белорусской АЭС порождает международные и внутриполитические скандалы. Оппозиция обвиняет в бесполезности и непрофессионализме правительство и проводит акции протеста под стенами посольства Латвии. Эпопея с «крестовым походом» официального Вильнюса против атомной станции чем дальше, тем больше превращается в историю позора литовской дипломатии.
Министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас вынужден признать, что солидарной позиции стран Балтии по отношению к Белорусской атомной станции Вильнюсу добиться не удалось.
С одной стороны, Эстония и Латвия не заявляют, что будут покупать продукцию БелАЭС после запуска. С другой — Вильнюсу не удалось добиться от Таллина и Риги обещаний, что не будут.
Особенно раздражает поведение Латвии, которая готова наплевать на «балтийское единство», лишь бы переманить у Литвы в свои порты белорусские грузы.
«Латвийское правительство приняло решения, сутью которых является организация торговли электроэнергией с третьими странами после того, как литовско-белорусская граница будет закрыта для торговли электроэнергией», — говорит глава Минэнерго.
То есть Латвия создала себе юридические возможности покупать продукцию АЭС в Островецком районе Беларуси. Энергопространство Прибалтики едино и останется единым даже после выхода Литвы, Латвии и Эстонии из энергокольца БРЭЛЛ (Беларусь — Россия — Эстония — Латвия — Литва). Следовательно, ненавистная белорусская атомная энергия все равно попадет в литовские электросети.
Провозглашение БелАЭС угрозой национальной безопасности, приравнивание сотрудничества с ней к государственной измене, долгие годы дипломатических скандалов с Минском, истерики в Еврокомиссии, слезные письма президентам США и директору МАГАТЭ, попытки сколотить в Европе антибелорусскую коалицию — все это оказалось напрасным.
Литва через «не хочу» будет пользоваться электроэнергией Белорусской АЭС.
От осознания масштаба грядущего национального унижения политическая атмосфера в Вильнюсе искрит электричеством. Под огонь критики попали ответственные за провал ведомства: Минэнерго и МИД.
Министра иностранных дел Линаса Линкявичюса обвиняют в непрофессионализме и бесполезности. За что только литовские налогоплательщики кормят этого дармоеда, если после четырех лет скандалов и истерик литовского МИД Островецкая атомная станция готовится к вводу в эксплуатацию, как ни в чем не бывало!
«Сотрудничество с тоталитарными режимами стало визитной карточкой МИД, что противоречит любым литовским традициям. У Литвы не осталось друзей. Возможно, их сознательно обменяли на продажу национальных интересов Москве и Минску. Страна широко открывает двери для вторжения коммунистического Китая. Такой внешнеполитический саботаж тщательно камуфлируется пустыми разглагольствованиями, к которым так склонен дипломатический банкрот Линкявичюс», — справедливо отмечает депутат Сейма от оппозиционных консерваторов Жигимантас Павиленис.
Под «тоталитарным режимом» он имеет в виду правительство Беларуси.
Отчаявшаяся дождаться от власти результата в борьбе с Белорусской АЭС литовская оппозиция провела акцию протеста под стенами посольства Латвии, где досталось на орехи и собственному бездарному правительству, и вероломной «балтийской сестре».
«Сговор и обман нации, по-видимому, являются отличительными чертами этого правительства. Остается только обратиться к президенту и надеяться, что он защитит интересы Литвы, не позволит скрыть правду, и в конечном итоге мы убедим братьев латышей уважать их, даже если министр Вайчюнас и его сторонники будут продолжать стоять на другой стороне баррикад», — заявил после пикета тот же Павиленис.
Свара по поводу того, кто ответственен за дипломатический провал с Белорусской АЭС, продолжается в Вильнюсе не первый месяц. Правящие партии напоминают ярящимся консерваторам, что это они были у власти, когда Россия и Беларусь выбирали площадку для атомной станции, и проморгали их решение остановиться на Гродненской области близ границы Литвы.
Близкая к консерваторам экс-президент Литвы Даля Грибаускайте начала бороться с Островецкой атомной станцией не раньше 2016 года, когда остановить строительство объекта было уже нереально. Да и нынешний глава государства Гитанас Науседа из всех политических сил Литвы ближе всего к «ландсбергистам», что не мешает ему общаться по телефону с «тоталитарным лидером» Лукашенко.
У победы много отцов, поражение — всегда сирота, а дипломатическое поражение Литвы в борьбе с Белорусской АЭС очевидно и сокрушительно.
Кого бы литовские политики теперь ни определили в «козлы отпущения», горечь самого поражения от этого меньше не станет. В длинной летописи международного позора Литвы БелАЭС займет достойное место рядом с Вильнюсским саммитом «Восточного партнерства», секретной тюрьмой ЦРУ и героизацией организаторов Холокоста.
И, конечно, рядом с ликвидацией Игналинской АЭС, которую Вильнюс вынужден был закрыть под давлением Евросоюза.
Всем ведь понятно, что именно фантомные боли по «Игналинке», зависть к более успешному соседу и групповая травма литовского истеблишмента от понесенного поражения в переговорах с Брюсселем спровоцировали эпопею с Белорусской АЭС.
И предопределили новое поражение.