Премьер-министр Украины Арсений Яценюк объявил об уходе в отставку. Этот шаг сделала неизбежным жесткая позиция Запада, отказавшего Киеву в новых кредитах до тех пор, пока не уйдет Яценюк, ставший символом коррупции, недееспособного государства и провала европейского пути развития Украины. Однако принесение в жертву премьер-министра Яценюка никак не решает проблем страны: эта мера может только ненадолго успокоить украинское общество и западных союзников и провести перераспределение сил в украинской власти.
В украинской политике существует традиция давать названия парламентским коалициям. Коалиция, во главе которой в феврале 2014 года пришел к власти Арсений Яценюк, называлась «Европейский выбор». Выбор этот, судя по сформированному Яценюком Кабинету министров, был очень странным: в новую чистую и прозрачную европейскую жизнь украинцев подрядились вести воры и проходимцы времен президентства Ющенко и премьерства Тимошенко, на которых пробы было негде ставить.
Смущенные таким диссонансом своих светлых грёз и реальности активисты Евромайдана пытались убедить друг друга и окружающих, что старые жулики у власти в стране победившей «революции достоинства» — временное явление. Но смены элит так и не произошло. Сперва президентом страны избрали классического украинского олигарха Петра Порошенко, затем по итогам парламентских выборов правительство опять возглавил Яценюк со своими подельниками.
Стоит ли удивляться, что с насквозь коррумпированным и прогнившим руководством страны «европейский» путь развития завел Украину в беспросветный и окончательный тупик?
В последние два месяца полный провал выбранной модели развития Украины стал очевиден всем и каждому. МВФ отказался продолжать кредитование Украины до тех пор, пока не будет сформировано новое правительство. Во время последнего визита Петра Порошенко в Вашингтон Барак Обама отказался разговаривать с президентом Украины, предоставив это вице-президенту Байдену. Президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что Украина не вступит в Евросоюз в ближайшие 25 лет. Большинство голландцев на референдуме проголосовали против ассоциации Украины с ЕС. Послы основных европейских стран, США и Канады в Киеве написали совместное открытое письмо руководству Украины с требованием приступить уже наконец к структурным реформам, покончить с разгулом коррупции и влиянием олигархов во власти.
Наконец, ведущие и наиболее влиятельные мировые СМИ, в прошлом году лишь осторожно указывавшие на некоторую задержку Украины на пути европейских реформ, в этом году словно c цепи сорвались (или получили отмашку сверху). Они награждают «незалежную» такими эпитетами, которые в сумме затмевают любую «российскую пропаганду». «Коррупционное болото» (New York Times), «политический цирк» (Foreign policy), «политический фарс» и «олигархическая контрреволюция» (Financial Times).
Позиция западных медиа и политиков в точности соответствует настроениям украинского общества. Деятельности Арсения Яценюка на посту главы правительства по февральскому опросу Института Горшенина не доверяло 85% граждан Украины, рейтинг премьер-министра и его «Народного фронта» был ниже статистической погрешности — 2-3%. Все политики и эксперты на бесчисленных украинских ток-шоу твердили, что Яценюк должен уйти — если не принести тушку «кролика» в ритуальную жертву, в стране могут начаться массовые протесты.
При этом отставка правительства за последние несколько месяцев срывалась дважды. Сперва все ожидали жертвоприношения Яценюка в декабре прошлого года, когда истек годовой иммунитет действующего правительства. Но отставка не состоялась: посетивший Киев вице-президент США Джо Байден высказался за сохранение политической стабильности на Украине и не дал своего благословения на заклание Яценюка.
Спустя всего пару месяцев социально-экономическая ситуация на Украине ухудшилась настолько, что в Вашингтоне пересмотрели свою позицию, решив, что политическую стабильность скорее обеспечит отставка Яценюка, а не сохранение его правительства. Однако на историческом заседании Верховной Рады 16 февраля инициатива об отставке правительства получила всего 194 голоса, хотя под письменным обещанием отправить в отставку Кабмин ранее подписалось большинство депутатов — 237 человек. Отказались от своего обещания депутаты, связанные с конкретными олигархическими группами: последние явно совершили с главой правительства несколько коррупционных сделок.
Именно после этого скандала пошла волна критики Украины на Западе.
Отставка Яценюка стала неизбежной на той стадии, когда ситуация вплотную подошла к открытому конфликту Запада с украинскими властями с последующим отказом США и Евросоюза поддерживать Украину.
Для порошенок и яценюков такое развитие событий — смерть. Что они будут делать, если американцы пошлют их ко всем чертям? Мириться с Россией? Входить в состав ДНР/ЛНР? Пытаться выжить самостоятельно? На последнее Украина, живущая на искусственном дыхании кредитов МВФ, Всемирного банка и Еврокомиссии, точно неспособна. К тому же, не надо забывать, что западные кураторы могут жестоко покарать подопечных за отказ подчиняться и создание им проблем и головной боли. Того же Яценюка и его спонсора Коломойского ждало бы блокирование зарубежных счетов Интерполом, уголовное преследование ФБР и трибунал по военным преступлениям в Гааге.
Поэтому если всеобщее отторжение украинского общества и экономическую катастрофу украинские политики могли сколько угодно игнорировать в своих закулисных торгах, то перспектива лишиться поддержки Запада предопределила отставку Яценюка. Последние недели во главе правительства украинский премьер занимался выбиванием себе гарантий личной безопасности, а стоящие за ним олигархи делили власть с людьми Порошенко и союзными ему олигархами Фирташем, Левочкиным и прочими. Когда все торги были закончены, места и денежные потоки перераспределены, Арсений Яценюк и совершил свой «благородный жест»: объявил о добровольном уходе в отставку.
Новым премьер-министром Украины почти официально называют спикера Верховной Рады Владимира Гройсмана. В украинской политике Гройсман представляет так называемых «винницких» — выходцев из Винницы, где будущий президент Порошенко в 90-е годы начал строительство своей бизнес-империи, основав кондитерскую фабрику «Рошен». Владимир Гройсман в 2006–2014 годах был мэром Винницы — после парламентских выборов 2014 года президент Порошенко добивался, чтобы именно Гройсман возглавил правительство. Но «конкурирующая фирма», олигархи из Днепропетровска («днепровские»), разумеется, не могли допустить разрушения баланса сил в украинской власти, поэтому Гройсман возглавил парламент, а премьер-министром остался Яценюк.
Если теперь Порошенко все же удастся протолкнуть кандидатуру своего протеже, то его группа захватит все командные высоты в украинской политике: посты президента, премьер-министра, председателя парламента, генерального прокурора и т.д.
Стратегически конкурирующим группам такой сценарий даже выгоден: Арсений Яценюк более двух лет был громоотводом, спасавшим Порошенко от политического краха внутри страны и на Западе. Если теперь правительство возглавит президентский ставленник, то кроме Порошенко винить за коррупцию, нищету и разруху украинскому народу и западным союзникам будет некого. Год-полтора правительства Гройсмана, и у той же Юлии Тимошенко появится шанс совершить свой великий реванш и свергнуть президентскую команду с Печерских холмов.
Но это — стратегически, а стратегически украинские политики мыслить не способны, их деятельность подчинена примитивным инстинктам: получить власть, держаться за неё всеми силами и использовать полученные ресурсы обогащения по полной, пока не отобрали конкуренты. Поэтому маловероятно, что формирование нового правительства Украины пройдет без эксцессов.
Помимо прочего, против премьер-министра Гройсмана могут взбунтоваться не только восточно-украинские олигархи, но и Запад, за два года мучений с Украиной выучивший все пути и механизмы распространения украинской коррупции.
Вместо президентского старого друга из Винницы США и Евросоюз могут потребовать назначить украинским премьером какого-нибудь «варяга» (уже сейчас подчеркивается, что в новом правительстве будет как никогда много иностранцев).
За последние месяцы возможными премьер-министрами Украины назывались бывшие «варяги» (экс-министр экономического развития Айварас Абромавичюс), нынешние «варяги» (министр финансов Наталья Яресько, губернатор Одесской области Михаил Саакашвили) и потенциальные «варяги» (организатор польской «шоковой терапии» Лешек Бальцерович, бывший глава МИД Швеции Карл Бильдт, бывший министр финансов Словакии Иван Миклош).
Для украинских националистов ситуация выбора между Лешеком Бальцеровичем, Саакашвили и Гройсманом — как в старом анекдоте: «бачу, сынку, шо ты не москаль». Для большинства же украинского общества это как выбор самоубийства: утопиться или повеситься. В одном случае у власти останутся старые родные кровососы, которые и дальше будут методично разворовывать Украину вплоть до её полного истощения. В другом случае Украину захватят чужестранные технократы-живодеры, которые добьют её сразу, быстро и эффективно. Третьего пути для Украины не предусмотрено.