В Латвии создана Ассоциация развития русского гражданского общества и поддержки российских эмигрантов. Новая организация объединит российских политэмигрантов в Латвии и тех латвийских русских, которые довольны современной Латвией и не видят в ней проблем с правами русскоязычного населения. Это очередной проект создания в Прибалтике «потемкинских» русских организаций: после провала предыдущих проектов власти не придумали ничего лучше возвращения к идее «хороших русских», которые будут оправдывать русофобию и дискриминацию местных русскоязычных.
«Начиная с первых лет второй независимости в Латвии сложилась странная и, в сущности, несправедливая и противоестественная ситуация, когда от имени всех латвийских русских выступали советские и неосоветские реваншисты, а также различные прокремлевские структуры. Такая ситуация неприемлема и для лояльных Латвии русских, и для российских политэмигрантов», — говорится в декларации о создании Ассоциации развития русского гражданского общества и поддержки российских эмигрантов (АРЭМ).
«АРЭМ не является политической организацией в строгом смысле этого слова. Однако мы решительно выступаем против существующей в РФ диктатуры, ее разрушительной политики внутри России и военной агрессии за ее пределами. Мы готовы к сотрудничеству с различными силами, в том числе политическими, за исключением тех, кто выступает против суверенитета Латвии и поддерживает политический режим РФ», — заявляет новая организация.
К основным направлениям работы АРЭМ относятся: предоставление латвийскому обществу альтернативной информации о происходящем в России и русской общине Латвии, работа с российскими политэмигрантами, содействие гражданским инициативам, направленным на построение в России европейского общества.
Короче говоря, перед нами очередной проект по созданию в Прибалтике движения «хороших русских». Они же «правильные русские», «лояльные русские», «ручные русские» и «еврорусские».
«Хорошие русские» противопоставляются и сами себя противопоставляют «путинским ватникам». Их задача — оправдывать существование института неграждан, заступаться за эстонцев или латышей, называющих русских быдлом, и говорить, что у титульных наций Прибалтики есть для этого основания.
«Хороший русский» согласен с тем, что Латвия — для латышей, Эстония — для эстонцев, а Литва — для литовцев. Он согласен с тем, что его не принимают на работу из-за недостаточного знания госязыка, выступает за то, чтобы его штрафовали в публичных местах за разговоры по-русски, и против того, чтобы его родной язык получил статус официального.
«Хорошие русские» не считают, что в Прибалтике их подвергают дискриминации по национальному признаку, и доказывают «ноющим» соотечественникам, что те должны быть счастливы и благодарны прибалтийским националистам, которые, да, кричали им в 1990‑е «чемодан, вокзал, Россия», но не отправили в пломбированных вагонах на историческую родину, позволив жить в странах Европейского союза.
Русские Прибалтики, по мнению их «лучших» представителей, должны подтягиваться до уровня настоящих европейцев. Для начала они должны отказаться от «постыдной» привычки праздновать 9 Мая. Гордиться своими предками и выходить с их портретами на «Бессмертный полк» попросту неприлично. Предков надо стыдиться и каяться за их преступления, потому что они никакие не победители фашизма, а «сталинские палачи», которые «оккупировали пол-Европы».
По сути, «хорошие русские» — это аналог капо, привилегированных заключенных в концлагерях, которых нацисты назначали старостами бараков, чтобы те докладывали начальству о настроениях остальных заключенных и уговаривали заключенных слушаться начальство.
Понятно, что организации вроде АРЭМ не могут создаваться в результате низового движения и попыток самоорганизации русских общин Прибалтики. Среди соотечественников «адвокаты» латышских и эстонских националистов моментально становятся изгоями и получают ярлык «интеграсты». Поэтому свои организации они создают с благословения того самого начальства, когда это начальство — прибалтийские власти — заинтересовано в предложениях профессиональных «хороших русских».
В последний раз предложения «правильных русских» были остро востребованы в 2014 году из-за событий в Крыму и Донбассе. Тогда напуганные «русским бунтом» и опасностью повторения украинских событий в Прибалтике этнократы Эстонии, Латвии и Литвы стали думать, что же им делать со своим русскоязычным населением, чтобы оно не вышло с российскими флагами требовать референдума о вхождении Нарвы или Латгалии в состав России.
Вариант дать русским равные права с титульным населением, сделать гражданами неграждан, оставить в покое русские школы и дать официальный статус русскому языку даже не обсуждался. Вместо этого было решено поддерживать и ставить в пример прочим «ватникам» «правильных русских».
Тут же, как грибы после дождя, стали учреждаться новые русскоязычные движения.
«Меморандум‑14» в Эстонии, Европейское русское движение в Латвии. Все они заявляли себя «ориентированными на европейские ценности и поддержку руководства своей страны».
На подмогу им потянулись оппозиционные эмигранты с востока. В Латвии оппозиционные московские журналисты создали интернет-портал Meduza. В Эстонию на роль лидера мнений местного русского меньшинства был приглашен популярный у молодежи 1980‑х рок-критик Артемий Троицкий, который стал «лицом» антипутинского сайта Aru.tv и начал писать колонки, как счастливы должны быть эстонские русские жить в нормальной европейской стране.
За год с небольшим стало ясно, что проект создания «хороших русских» Прибалтики оглушительно провалился.
«Приглашенные звезды» политической эмиграции лидерами мнений русскоязычной общины не стали. Наоборот, они переругались с местными соотечественниками, которых по неистребимой привычке один за другим охарактеризовали «быдлом». Организации «еврорусских» как-то сами собой сошли в небытие.
Но никакого более эффективного ответа на «русскую угрозу» со стороны национального большинства националистические власти придумать не могут, поэтому бег по кругу продолжается.
Всё то же самое.
Вызов — гигантские очереди граждан России, стоявшие на открытых для них в Латвии избирательных участках, чтобы проголосовать за Владимира Путина на выборах президента РФ.
Ответ — очередная сконструированная по проекту латвийских спецслужб русскоязычная организация «Рога и копыта», состоящая из местных «хороших русских» и сбежавших от «кровавого режима» политэмигрантов.
И результат будет тот же самый.
Ассоциация развития русского гражданского общества и поддержки российских эмигрантов незаметно сойдет в небытие, где уже пребывают Европейское русское движение и прочие «шарашкины конторы», думавшие, что можно промыть прибалтийским русским мозги и убедить их, что черное — это белое.