Украинский раскол, казалось бы, достиг апогея: предприятия в Донбассе перешли под внешнее управление местной власти, Донецкая и Луганская народные республики (ЛДНР) перестали потреблять электроэнергию, производимую электростанциями «Незалежной», также они (по крайней мере официально) больше не поставляют на Украину уголь. Министерство связи ДНР полностью перевело местных провайдеров на российский интернет-трафик, а недавно в республике пропала связь последнего украинского мобильного оператора «МТС». Но говорить об окончательном и бесповоротном размежевании сторон конфликта пока рано. Аналитический портал RuBaltic.Ru нашел шесть каналов связи между Украиной и отколовшимися от нее территориями.
1. Трехсторонняя контактная группа
Название этого переговорного органа не должно вводить в заблуждение: по факту в заседаниях Контактной группы по урегулированию ситуации в Украине принимает участие более трех сторон (Украина, Россия, ОБСЕ и ЛДНР). Слово «трехсторонняя» используется как бы по инерции, ведь на первом заседании Контактной группы, которое состоялось в Киеве 8 июня 2014 года, представители ЛДНР еще не присутствовали.
Спустя две недели переговорщики встретились в Донецке: к процессу присоединились глава общественной организации «Украинский выбор» Виктор Медведчук, премьер-министр ДНР Александр Бородай и лидер движения «Юго-Восток» Олег Царев. Работу Контактной группы президент Украины Петр Порошенко анонсировал исключительно как часть своего мирного плана, создавая видимость контроля над ситуацией.
Однако позже выяснилось, что решать вопрос в дипломатической плоскости глава государства не собирался. В итоге попытка «задавить» ополченцев в августе 2014 года закончилась Иловайским котлом и выходом армии ДНР к побережью Азовского моря.
Впрочем, концепция Трехсторонней контактной группы после этих событий не пересматривалась (ей разве что оформили официальную «прописку» в столице Белоруссии).
Сегодня плановые заседания в Минске являются единственной площадкой, на которой официальный Киев может вести диалог с представителями ЛДНР. Впрочем, новости о Трехсторонней контактной группе у стороннего наблюдателя вызывают в лучшем случае горькую усмешку.
Каждый новый этап переговоров демонстрирует неспособность сторон конфликта решить даже частные вопросы в рамках процесса мирного урегулирования. Из всего перечня положений второго минского договора с горем пополам выполнен только четвертый пункт, который предполагает принятие Закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО).
Показательно, что масштабный обмен пленными между ЛДНР и Украиной в конце прошлого года стал возможным только благодаря мощному импульсу извне.
Мантры о приверженности минскому процессу сегодня повторяют и в Киеве, и в Донецке, следовательно, отказываться от формата Трехсторонней контактной группы никто не собирается. Но и конкретные задачи перед переговорщиками тоже не стоят. Цель, похоже, только одна — продолжать имитацию бурной деятельности.
2. Православная церковь
О деятельности Украинской православной церкви Московского патриархата аналитический портал RuBaltic недавно рассказывал читателям. Административные центры донбасских епархий по-прежнему находятся в городах ЛДНР, но остаются при этом в подчинении Киевской митрополии. Несмотря на мощное противодействие украинских властей и обострившийся конфликт с неканоническим Киевским патриархатом, положение УПЦ МП в Украине за последние годы заметно не пошатнулось.
На основе веры может начаться реальный процесс примирения украинцев. Об этом свидетельствует, прежде всего, высокий авторитет православной церкви.
Согласно социологическому исследованию Центра Разумкова, институту церкви доверяют 64,4% опрошенных украинцев (на неподконтрольных Киеву территориях рейтинг доверия не ниже). К тому же на фоне расслоения по национальному признаку жители Украины сохраняют твердую религиозную идентичность: в лоне православной церкви остается большая часть мирных жителей по обе стороны фронта. Православными зачастую считают себя и бойцы вне зависимости от того, на чьей стороне воюют.
3. Международные миссии
Один из каналов связи ЛДНР с «внешним» миром в целом и с Украиной в частности — это различные международные миссии, которые начали работать на неподконтрольных Киеву территориях во время войны. Некоторые из них свернули деятельность (к примеру, международная организация «Врачи без границ» и чешская People in Need, которые покинули ДНР по инициативе местных властей). Другие продолжают работать. Прежде всего, речь идет о Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, Международном комитете Красного Креста и Организации Объединенных Наций.
Периодически в прессе появляются сообщения о скором сворачивании Мониторинговой миссии ОБСЕ на неподконтрольных Киеву территориях. Сторонники ДНР неоднократно обвиняли международных наблюдателей не только в предвзятости, но и в шпионаже, поддержке украинской армии.
Уже в июле 2014 года отношения между властями республики и представителями ОБСЕ обострились до предела: под вопросом оказалось дальнейшее участие Специальной мониторинговой миссии в расследовании крушения «Боинга‑777» в небе над Донбассом. Положение ОБСЕ, впрочем, только на первый взгляд может показаться шатким.
Официальная роль Мониторинговой миссии как члена Трехсторонней контактной группы зафиксирована в самом тексте второго минского соглашения: наблюдатели призваны следить за режимом прекращения огня и отвода тяжелых вооружений.
Кроме того, при мониторинге представителей ОБСЕ в отдельных районах Донецкой и Луганской областей должны проводиться местные выборы. Возможный отказ властей ЛДНР от сотрудничества со Специальной мониторинговой миссией «ломает» саму концепцию минского процесса, а потому в Донецке и Луганске едва ли решатся на этот шаг, даже если получат неопровержимые доказательства шпионажа международных наблюдателей в пользу Вооруженных сил Украины.
4. Водоснабжение
Услуги водоснабжения населенных пунктов и предприятий в Донецкой области предоставляет коммунальное предприятие «Компания “Вода Донбасса”». Ее структурные подразделения на неподконтрольных Киеву территориях продолжают работать в украинском правовом поле, под внешнее управление их так и не взяли.
Примечательно, что в январе этого года министр доходов и сборов ДНР Александр Тимофеев рассказал о создании государственного предприятия с аналогичным названием «Вода Донбасса», благодаря которому удалось «выстроить принципиально новую систему управления водопроводно-канализационным комплексом в республике». Это впрочем, не означает, что местная власть освободилась от «водной опеки» Киева. Гидрографическая карта Донбасса слишком сложна, чтобы перекраивать ее по своему усмотрению.
Водоснабжение многих населенных пунктов ДНР по-прежнему осуществляют насосные станции, работающие по ту сторону фронта. А канал «Северский Донец — Донбасс», основной «поставщик» воды в регионе, пролегает по территории ДНР и на юге выходит к Мариуполю. То есть, если украинские власти попытаются отключить республику от водоснабжения, население подконтрольного Киеву района также останется без воды.
Очевидно, стороны конфликта пока что не в силах разрубить этот гордиев узел. Создание альтернативной системы водоснабжения — слишком сложная и дорогостоящая затея.
О планах обеспечивать водой Мариуполь в обход неподконтрольных территорий в 2017 году говорил председатель Донецкой областной государственной администрации Павел Жебривский. Реализация проекта, по предварительным подсчетам, может стоить около 3,5 миллиарда гривен. Этот же вопрос Жебривский на днях поставил перед представителями Шведского агентства международного развития и сотрудничества (SIDA), но дальше разговоров процесс не пошел.
В ДНР идеи автономизации водоснабжения не рассматриваются. Видимо, ГП «Вода Донбасса», о которой мало что известно, создана в республике для «внутреннего пользования» и работает параллельно с «тезкой».
5. Контрабанда
Несмотря на тотальную блокаду со стороны официального Киева, ДНР не испытывает дефицита товаров широкого потребления. При этом на полках донецких магазинов по-прежнему представлена продукция украинского производства (даже конфеты фабрики Roshen до недавнего времени можно было найти без проблем).
В мае 2017 года Министерство доходов и сборов ДНР запретило ввозить в республику товары через линию соприкосновения с Украиной, за исключением строго фиксированного количества продукции для личного пользования. Впрочем, предприниматели всё равно находят способы реализовывать в ДНР продукты украинского производства.
Для этого не обязательно быть контрабандистом — достаточно завезти украинские товары в республику через границу с Россией, что не запрещено законом. Метод довольно затратный и изощренный, но некоторые поставщики взяли его на вооружение, потому что украинский производитель пользуется в ДНР спросом (речь идет главным образом о продуктах питания).
Определенная доля украинской продукции, конечно, попадает в торговые точки республики и контрабандным путем. Мариупольское издание «0629» отмечает, что на фоне войны на Украине не просто существует, но и процветает «контрабанда в оба конца».
Конечно, рассматривать контрабанду как серьезный канал связи между Донбассом и Украиной не приходится. Можно говорить лишь об издержках торговой блокады, объявленной киевской властью.
6. Культура
Как ни парадоксально, но население Донецкой и Луганской народных республик частично продолжает жить в украинском культурном поле: молодежь в Донецке регулярно устраивает вечера украинской песни, любители спорта поддерживают донецкий «Шахтер», национальную сборную по футболу и украинских боксеров. Украинский язык и литературу продолжают изучать школьники и студенты, историю рассматривают в широком контексте.
Продолжают действовать украинские законы и правовые акты, не имеющие республиканских аналогов и не противоречащие Конституции ДНР.Не будет преувеличением сказать, что Донбасс остается своеобразным заповедником русской Украины, которую официальный Киев активно «вытравливает» из подконтрольных ему территорий. С каждым годом эта невидимая культурная нить становится всё тоньше, но окончательно оборвать ее политики не в силах.