Один из лидеров белорусской оппозиции предложил выдвинуть журналистку Светлану Алексиевич единым кандидатом в президенты Беларуси от оппозиционных сил. К этому все и шло: раскрутка Западом фигуры Алексиевич, кульминацией которой стало вручение журналистке Нобелевской премии по литературе, проводилась с целью создать белорусам альтернативу Александру Лукашенко. И тот факт, что избираться в президенты нобелевская лауреатка не имеет права по белорусскому законодательству, должен только подогреть кампанию оппозиции за ее выдвижение.
«Есть ли сегодня такая фигура с претензией на поддержку если не всех, то существенного большинства? Есть ли человек в желтой майке (не жилете), который может претендовать на лидерство без конгрессов, праймериз и других отборочных состязаний? Для меня ответ очевиден — это Светлана Алексиевич», — написал в открытом письме один из лидеров белорусской оппозиции, экс-председатель Объединенной гражданской партии (ОГП) Анатолий Лебедько.
Суть предложения Лебедько — просить Светлану Алексиевич дать согласие быть единым кандидатом на президентских выборах от оппозиции.
Инициатива не просто странная, а странная дважды. Оппозиционер признает, что сама нобелевская лауреатка скорее всего откажется от высокой чести стать единым кандидатом от оппозиции (и Алексиевич в самом деле моментально отказалась), да и выдвигаться в президенты она не может, поскольку родилась на Украине, а участвовать в выборах президента по белорусскому законодательству может только человек, родившийся на территории Беларуси.
Тем не менее Лебедько настаивает на своем предложении. Необходима широкая дискуссия и общественная кампания, которая убедит Алексиевич пойти в президенты, а белорусское государство – дать ей возможность участвовать в выборах.
Кампания тоже получается вдвойне деструктивная: призванная заставить государство переписать закон ради одного человека и уговорить этого человека пойти в политику при том, что он идти в политику не хочет.
Однако инициатива экс-председателя Объединенной гражданской платформы столь же странная, сколь и закономерная.
С момента присуждения Светлане Алексиевич Нобелевской премии по литературе было очевидно, что на Западе из нее лепят альтернативу Александру Лукашенко для белорусов и всего мира.
Это была программа-минимум. Ради одной Беларуси такую мощную пиар-акцию, как Нобелевская премия по литературе, журналистке бы не устроили. Программа-максимум была сделать Алексиевич новым властителем дум всей русскоязычной интеллигенции. В России, Беларуси, Германии, на Украине — везде, где говорят и читают по-русски.
Но тут обнаружилось, что новоявленная «властительница дум» просто до неприличия глупа. В интервью Алексиевич путалась, русский она писатель или не русский, если все книги написала по-русски. Говорила, что русский язык велик и могуч, поэтому правильно будет его запретить, чтобы «сцементировать нацию». Наконец, не могла внятно сформулировать своих мыслей.
Новым моральным авторитетом для русскоязычной аудитории такой косноязычный «лидер мнений» стать точно не мог.
Стоило Алексиевич заговорить с независимыми СМИ, а не с лояльными ее особе изданиями, которые смотрели нобелевской лауреатке в рот и завороженно кивали головой на рассуждения о покаянии, сострадании и «красном человеке», как оказывалось, что в конкретных предложениях «совести нации» нет ничего, кроме махрового национализма.
Поэтому осталась только программа-минимум. Моральным лидером белорусских националистов Алексиевич давно уже сделали, но необходимость получить хоть какой-то практический выхлоп от истории с «нобелевкой» подталкивает к выдвижению журналистки в реальные лидеры оппозиции Александру Лукашенко.
Оппозиция в Беларуси вся прозападная, и не только в том смысле, что видит в Западе идеал и ориентир, но и в том, что кормится от западных фондов. Поэтому инициатива какого-либо из оппозиционных лидеров поднять на щит борьбы с «последней диктатурой Европы» Светлану Алексиевич была ожидаемой и предсказуемой. Для того и нужна была многолетняя раскрутка Алексиевич в Европе, увенчавшаяся Нобелевской премией нечитаемой и полузабытой на родине писательнице.
Поклонников сегодняшней Беларуси в том виде, в каком эта страна была построена за последние четверть века, история с выдвижением Алексиевич в качестве альтернативы Лукашенко должна только радовать.
Новых эффективных методов идеологического развала страны по Беларуси придумать не могут, поэтому прогоняют по сотому разу заезженные приемы 30-летней давности.
Светлана Алексиевич — продукт перестройки, единственной эпохи, в которую ее книги действительно читали. И политический деятель из нее выйдет перестроечного типа.
Во времена перестройки в республиках СССР и странах Варшавского договора были востребованы так называемые «политики морали». Как правило, это были представители гуманитарной интеллигенции — поэты, историки, филологи, публицисты. Они ничего не понимали в экономике, управленческого опыта не имели, зато были очень совестливы, говорили красивые слова про духовность, про моральное возрождение, про национальный язык и культуру.
Дорвавшись до власти, эти высокодуховные деятели превращали жизнь своей страны в ад. Они разваливали все, что только можно развалить, устраивали жесточайший экономический кризис, обрушивали социальную сферу и, пока люди пытались выжить при их правлении, переименовывали улицы и города, сносили памятники, закрашивали таблички на негосударственных языках, занимались «политикой идентичности» и прочими жизненно необходимыми совестливыми делами.
Совести, правда, у них на поверку оказалось немного. Профессор музыковедения Витаутас Ландсбергис спровоцировал кровавую бойню у Вильнюсской телебашни, чтобы добиться выхода Литвы из состава СССР. Поэты и театральные критики из «Народных фронтов» Латвии и Эстонии лишили до трети жителей своих стран гражданства. «Политики морали» Молдавии, Закавказья и Центральной Азии после распада СССР развязали в своих странах этнические чистки и гражданские войны.
Президент Беларуси Светлана Алексиевич прославилась бы тем же самым — достаточно вспомнить ее поддержку властей Украины за решение развязать войну в Донбассе и запрет русского языка, чтобы «сцементировать нацию».
Если человека с такими взглядами продвигают в новые лидеры белорусской оппозиции, то с очевидной конечной целью — развалить белорусское государство. Только сделать это будет не так-то просто, потому что у белорусов есть прививка от подобного рода совестливых гуманитариев-националистов.
Высокодуховные вышиванки уже возглавляли Беларусь в 1991–1993 годах. Типичный пример — лидер Белорусского народного фронта, археолог Зенон Позняк. Несколько лет правления «политиков морали» поставили страну на край гибели — в результате белорусы предпочли писателям и поэтам «колхозника» Лукашенко, который выиграл выборы с простым и ясным обещанием «запустить заводы».
Так что шансов у кураторов проекта «Светлана Алексиевич» практически никаких. Белорусское общество уже насмотрелось на борцов против «красного человека», и Нобелевской премией по литературе ему глаза не застишь.