Президент Польши Анджей Дуда потребовал от Германии репараций за ущерб, нанесенный Польше в годы Второй мировой, назвал польский поход Красной Армии совместным с Гитлером уничтожением Польши и обвинил Россию в том, что из-за нее поляки не получили американских денег по «плану Маршалла». Аналитический портал RuBaltic.Ru побеседовал с российскими экспертами по Польше о том, чем вызваны скандальные заявления польского лидера и какие они могут иметь последствия.
Армен ГАСПАРЯН, историк, писатель и журналист:
О возможных репарациях Германии в пользу Польши
Господин Дуда занимается ничем иным, как демонстрацией собственной безграмотности и некомпетентности. Дело в том, что Польша сполна все получила от Федеративной Республики Германии, причем не только деньгами, но также землями и технологиями.
Анджей Дуда настаивает, что этого недостаточно, и им должны больше.
Этот разговор — от лукавого, потому что все цифры были рассчитаны странами — участниками антигитлеровской коалиции. И, согласно им, Германия все деньги выплатила.
Сегодня Польша планирует потребовать дополнительные 750 миллиардов евро. А почему не 1 триллион 900 миллиардов евро? Ведь это будет ровно из той же серии. Это все нелепые польские фантазии.
О неучастии Польши в «плане Маршалла» из-за России
Параллельно прорабатывается сюжет о вине России в том, что Польша недополучила деньги по «плану Маршалла». Это ложь!
Во-первых, Советский Союз начал выплачивать Польше компенсации сразу после того, как немцы были изгнаны с ее территории. То есть еще в 1944 году начались первые переводы.
И старые варшавяне прекрасно знали, почему восстановленный центр столицы называли Ленинградом. По той простой причине, что он отстроен из ленинградского бетона, цемента и кирпича.
Во-вторых, «план Маршалла» создавался намного позже того времени, когда Польша начала получать деньги. Я, конечно, понимаю, что это ненасытная утроба, вечно считающая, что ее обделили.
В-третьих, подобные заявления просто демонстрируют польскую неблагодарность. Как известно, в 1946 году разразился страшный голод. В Украине эти события любят называть чуть ли не третьим голодомором.
Но при этом советские люди, сами недоедая, гнали эшелоны с продовольствием в Польшу, чтобы полякам было проще продержаться в голодное время. Об этом ни одна польская, как бы помягче сказать, морда сегодня не вспоминает.
И мы тактично молчим, потому что у многих из нас в головах Варшавский договор, совместное построение социалистического лагеря и так далее.
Хотя о многих эпизодах стоило бы полякам напомнить, тогда бы и спеси у них поубавилось.
О вступлении советских войск в Польшу в 1939 году
Советский Союз вошел в Польшу, а не вторгся. В случае вторжения польское правительство просто объявило бы СССР войну, а затем то же самое могли бы сделать Великобритания и Франция. Советский Союз действовал в рамках существовавшего тогда международного права.
Кроме того, нужно напомнить, что до 1 сентября 1939 года Польша была в союзе с немцами.
И это был не договор о ненападении по прототипу того, который был подписан Германией и Советским Союзом в августе 1939 года, а Пакт Пилсудского — Гитлера, заключенный намного раньше (26 января 1934 года — прим. RuBaltic.Ru).
И предоставление поляками немцам разветвленной разведывательной сети «Прометея» было частью выполнения этих союзнических договоренностей. Поэтому не полякам по этому поводу выступать. Их рыло не то что в пуху, а в его зарослях.
Дмитрий ОФИЦЕРОВ-БЕЛЬСКИЙ, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН имени Е.М. Примакова:
О возможных репарациях Германии в пользу Польши
13 октября в Польше пройдут парламентские выборы. Связь между этим событием и заявлениями Анджея Дуды есть, и вполне популистского характера. Правительство «Права и справедливости» позиционирует себя как правительство национального достоинства.
В реальности никто не рассчитывает на то, что Германия вернется к выплате «исторического долга» Польше. Однако рациональное основание имеется — в Варшаве опасаются, что позиция Германии может стать решающей в вопросе сокращения европейских дотаций Польше.
И здесь имеется два варианта: идти с Германией либо на сближение, либо, наоборот, на обострение.
В Варшаве выбрали второй вариант, и вполне очевидно, что германским политикам будет сложно лишить Польшу европейских средств. Это можно будет представить как некое сведение счетов и попытку диктата с неизбежными коннотациями, отсылающими к эпохе Третьего рейха, нацизму и стремлению к европейскому доминированию.
Об упоминании Анджеем Дудой Пакта Молотова — Риббентропа
Игра с историческим прошлым присутствует и в напоминании главой Польши о Пакте Молотова — Риббентропа. Его часто вспоминают в Польше, когда речь заходит о «Северном потоке — 2», например.
О вступлении советских войск в Польшу в 1939 году
С присоединением к СССР территорий, населенных украинцами и белорусами, все не так просто. Это было следствие удачного для Польши окончания советско-польской войны и Рижского мирного договора 1921 года.
Граница II Речи Посполитой существенно отличалась от так называемой «линии Керзона», так что в Москве считали, что восстанавливают историческую справедливость.
Хотя формально объяснение было другое — правительство Польши покинуло страну, и СССР взял под контроль территории, населенные украинцами и белорусами.
В любом случае, если польское руководство считает советские действия сентября 1939 года агрессией, то оно должно заявить и о незаконности территориальных изменений.
А значит, в пересмотре нуждается весь комплекс соглашений, касающихся польских границ, заключенных уже после Второй мировой войны. То есть под вопросом тогда будут западные границы Польши.
Разумеется, такой пересмотр выглядит совершенной фантастикой, а значит, вряд ли стоит обсуждать этот вопрос на официальном уровне.
Евгений СПИЦЫН, историк, публицист, общественный деятель, автор учебников и курсов лекций по истории России:
О возможных репарациях Германии в пользу Польши
Анджей Дуда сделал подобное заявление, потому что скоро ему (или, вернее, его партии [«Право и справедливость»]) предстоит предвыборная кампания. Поэтому на подобных популистских заявлениях он набирает очки у националистически настроенной части поляков.
Дело в том, что поляки ненавидят немцев не меньше, чем россиян, а может быть, даже и больше. У них это на генетическом уровне.
Поляки постоянно предъявляют требования о каких-то репарациях или выплатах. Это уже стало у них в плохом смысле традицией. Поэтому поведение польских политиков в этой связи комментировать даже не очень хочется, потому что хождение с протянутой рукой и постоянное выклянчивание чего-то понижает имидж страны и самих политиков.
Нет никаких оснований говорить о репарациях, потому что Польша активно участвовала в умиротворении Адольфа Гитлера. Она делала все, чтобы он как можно больше напился крови, окреп, возмужал и затем начал свое грязное дело в Европе и на территории СССР.
Вообще же Польша собиралась вместе с Гитлером идти походом на Советский Союз.
И первоначально эти планы разрабатывались в Лондоне и Париже.
Только поляки Адольфу Гитлеру в качестве союзников были не нужны, потому что он считал всех славян унтерменшами, недочеловеками. Поэтому Польша получила то, что заслужила.
После окончания войны Польша осталась в тех границах, в которых существует исключительно благодаря Сталину.
В счет компенсации за восточные повяты Польши, населенные сегодня этническими украинцами и белорусами, ей были переданы немецкие земли. Была отдана Силезия, один из богатейших районов Германии, где существует мощная сырьевая база, в том числе металлургическая, и крупное промышленное производство. Польшей были также получены Северная Померания с портами и почти три четверти Восточной Пруссии, которую освобождал советский народ.
Поэтому можно говорить, что Польша приросла за счет этнических земель Германии. Так что заявления Анджея Дуды — для бедных. На них не нужно обращать внимания, их должны комментировать психиатры.