Три четверти населения Латвии считают, что сфера здравоохранения нуждается в притоке дополнительных средств. Результат абсолютно закономерный: в республике очень много пожилых людей, для которых вопросы развития медицины являются приоритетом. За годы независимости Латвия превратилась в страну страдающих пенсионеров, которые недополучают медицинскую помощь, поскольку расходы на армию и «сдерживание России» для государства важнее заботы о стариках.
В недавнем опросе исследовательского центра SKDS жителей прибалтийской республики попросили выделить три сферы, которые больше всего нуждаются в притоке финансирования. Нетрудно было спрогнозировать, что здравоохранение в этой тройке обязательно окажется. Но результат все равно удивляет.
В пользу развития медицины высказалось подобающее большинство опрошенных — 73%.
Второй по популярности вариант ответа набрал всего 37,3%.
Пару слов стоит сказать об оборонном бюджете. Если верить латвийским властям, именно здесь зияют самые большие «дыры»: Россия скоро нападет, а у латышей нет ни танков, ни флота, ни надежной системы ПВО. Но социология показывает, что людей это особенно не тревожит. Вернее, тревожит только 5,7% жертв русофобской пропаганды. Кто, кроме них, будет аплодировать анонсированному увеличению расходов на военный бюджет?
Из 15 отраслей, на которые идут бюджетные деньги, оборона заняла в опросе «почетное» десятое место.
Смущает только то, что развитие науки и культуры оказалось еще ниже (4,7% и 4,5% соответственно). Но если руководствоваться логикой директора SKDS Арниса Кактиньша, результаты опроса отражают реальную картину потребностей населения.
«Все следует из структуры нашего общества, — отмечает социолог. — Если бы мы были Африкой, где две трети населения — молодежь и дети, то мы бы хором говорили: дайте деньги на образование! В Латвии образование всегда будет проигрывать по сравнению со здравоохранением, потому что у нас высокий удельный вес пожилых людей, которые говорят: нам больно! Это закономерно, что с возрастом у людей все больше потребностей в медицинских услугах».
Вот она, мечта современного латыша!
«Если бы мы были Африкой, где много детей и молодежи»… А мы, к сожалению, — Прибалтика, откуда молодежь убегает при первой возможности. Остаются только страдающие пенсионеры.
Кактиньша нужно только поблагодарить за честность. Собственно, после его анализа становится понятной и логика поведения премьер-министра Латвии Кришьяниса Кариньша. Этим летом он намекнул, что в республике слишком много больниц — половину из них следует ликвидировать.
Что ж, некоторые проблемы в сфере здравоохранения эта «реформа» действительно может решить. Больниц станет меньше, автоматически уменьшится и нехватка медицинского персонала.
Пациентам, впрочем, от этого легче не станет.
Скорее наоборот — воспользоваться медицинскими услугами после такого «уплотнения» будет еще труднее.
Если раньше захудалая сельская поликлиника работала плохо, то Кариньш ее вообще предлагает закрыть. Чтобы жизнь малиной не казалась.
Вероятно, к этому все и сводится. Зачем наводить порядок в провинциальных больницах, которые становятся центрами притяжения для людей пожилого возраста? Экономический эффект от этого может быть только отрицательным.
Латвийский пенсионер латвийскому правительству доставляет головную боль. Он только и делает, что тянет из бюджета казенные деньги, которые Кариньш вместе с министром обороны Артисом Пабриксом мог бы тратить на увеличение военных расходов.
И чем дольше пенсионер живет, тем дольше его нужно содержать. Не потому ли премьер-министр настроен еще больше усложнить жизнь пожилым людям?
В том же социологическом опросе 87% населения пожаловались на слабую доступность медицинских услуг. Многие вообще отказываются от них, не сумев попасть к оплачиваемому государством врачу из-за огромных очередей.
В общем, все идет по плану Кариньша. Чем длиннее очереди, тем меньше пациентов (преимущественно пожилых людей) получат медицинские услуги. Следовательно, тем меньше государство на лечение этих людей потратит. И вообще, без качественного медицинского обслуживания они меньше проживут…
Схема не работает, если речь идет о лечении трудоспособного человека. Тогда все наоборот: лучше пациента побыстрее поставить на ноги и отправить на работу.
На этом делает акцент руководитель общества пациентов ParSirdi.lv Инесе Мауриня: «Мы хотим объяснить депутатам, что небольшое вложение денег в профилактику и диагностику дает в будущем экономию на лечении серьезных и запущенных заболеваний. Диагностика, врачи, больницы, лекарства, социальные пособия инвалидам — это огромные суммы!»
Звучит красиво, но Кариньша не проведешь.
Зачем нужны профилактика и диагностика, если сэкономить можно непосредственно на здоровье пациентов?
Недавние события наглядно это продемонстрировали. В августе из-за нехватки реаниматологов и анестезиологов в Даугавпилсской региональной больнице сложилась критическая ситуация. Одному специалисту приходилось за день участвовать в проведении девяти-десяти операций. Чтобы не рисковать здоровьем пациентов, администрация учреждения приостановила проведение плановых операций.
Случай настолько вопиющий, что его вынесли на обсуждение внеочередного заседания комиссии Сейма по труду и социальным делам. Парламентарии дружно ужаснулись и приняли единогласное решение: сфера здравоохранения должна стать приоритетом в бюджете 2020 года, фонд заработной платы медикам вырастет на 20%, для этого из казны будут дополнительно выделять 120 миллионов евро в год.
«И все-таки круто, когда Даугавпилс делает политику в стране», — написал об этом на своей странице в Facebook мэр города Андрей Элксниньш.
Как именно Даугавпилс «делает политику в стране», стало понятно через некоторое время.
Выяснилось, что правящая коалиция намеревается направить на повышение зарплат медикам 45 миллионов евро вместо обещанных 120.
Оно и понятно: премьер-министр лоббирует сокращение числа медучреждений, чтобы не выделять на здравоохранение лишние средства. Просто в комиссии Сейма его затею то ли не поняли, то ли не оценили.
Еще одно недавнее социологическое исследование SKDS показывает, что латыши не горят желанием сопротивляться оккупационным властям в случае начала войны. Применять методы ненасильственного сопротивления будут 12,4% респондентов, прибегать к насилию — всего 7,7%. А более трети опрошенных намерены в случае нападения спокойно жить под оккупантами.
Судя по последнему опросу, если оккупанты будут еще и нормально лечить латвийцев, то лояльность местного населения им обеспечена.