Приближаются важные для прибалтийских стран, но спорные с точки зрения других государств праздники: День независимости Литвы, а также День памяти латышских легионеров и День памяти "жертв коммунистического геноцида" в Латвии. 11 марта, в День независимости Литвы, Литовский союз национальной молодёжи и Литовский народнический центр традиционно планирует организовать шествие, которое в этом году возьмет свое начало у Кафедрального собора, далее - по проспекту Гедиминаса - до здания Сейма. Мероприятие не получило одобрения со стороны мэрии Вильнюса в прошлом году. На этот раз разрешение есть, но шествие получило международный отклик: центр Симона Визенталя - международная организация по защите прав евреев - обратился к мэру Вильнюса Артурасу Зуокасу с просьбой запретить или ограничить проведение шествия. Портал RuBaltic.ru связался с директором центра Эфраимом ЗУРОФФЫМ и поговорил о значении подобных дат для страны и общества.
- Г-н Зурофф, в преддверии шествия народников в Вильнюсе 11 марта Вы отправили письмо мэру Вильнюса Артурасу Зуокасу с просьбой его отменить. Какую угрозу шествие может представлять, на Ваш взгляд?
- Я сделал это, прежде всего, потому, что это шествие несет два послания. Первое – против меньшинства в Литве.
Сами посудите, люди в течение трех часов будут проходить по центральным улицам Вильнюса, Каунаса и других литовских городов, выкрикивая лозунги «Литва для литовцев». Фактически это оскорбление меньшинств, проживающих в Литве.
Во-вторых, это, по сути, ещё одна попытка переписать историю Второй мировой войны и Холокоста. Например, в начале марта в Каунасе висел большой транспарант с изображением Юозаса Амбразявичюса, который был премьер-министром Временного правительства Литвы в июле 1941 года и поддерживал Гитлера, Третий Рейх, а также преследования и убийства евреев. Этот человек не должен быть героизирован, в Литве или где бы то ни было ещё.
Я думаю, что это очень печально и плохо, если люди организовывают шествие в Вильнюсе, чтобы отпраздновать День независимости Литвы, и это шествие содержит такой смысл, потому что он явно негативный.
- В 2013 году такое шествие в Вильнюсе провели без разрешения мэрии. Может ли сейчас запрет властей оказать значительное влияние на организаторов?
- Конечно. Тогда, два года назад, марш проходил в другом месте. В своем обращении к властям Вильнюса я попросил, чтобы шествие запретили из-за того негативного смысла, который в него вкладывается. Но я также отметил, что если он не будет запрещен, то тогда марш стоит перенести в другое место, а не проводить его в центре города на самых красивых и значимых улицах Вильнюса и Каунаса. И не оставлять без внимания лозунги «Литва для литовцев» и портреты Амбразявичюса.
Вы правы, два года назад организаторы проводили марш без разрешения властей и в другом месте, но в итоге распоряжение мэрии было проигнорировано и шествие вылилось на центральные улицы. По-моему, это ужасно для той части населения страны, которая не является этническими литовцами. Получается, что народ поддерживает свою страну, но внутри этой страны нет толерантности.
- Возможно, власти опасаются, что запрет вызовет агрессию со стороны участников шествия?
- Может быть. Я не знаю, что планируют делать участники шествия, и я не знаю, что планирует делать Зуокас. В связи с этой ситуацией о многом можно беспокоиться. Но я не знаю всех этих людей лично, и поэтому мне сложно предсказать их действия.
Если я не ошибаюсь, эти марши проводятся с 2008 года, и сводятся они к тому, что День независимости празднуется под лозунгами: «Мы не любим русских! Мы не любим евреев! Мы не любим поляков!». То есть, никого, кроме литовцев. И это пятнает литовскую демократию.
Я считаю, что Литва будет жить лучше без негативного отношения к своим меньшинствам. Но это не является официальной политикой правительства.
С другой стороны, попытки переписать историю – это явно часть их политики.
Взять хотя бы тот же пример с Амбразявичюсом, когда память о нем, по сути, пытаются заново возродить, причем сделать из него национального героя, в то время как он был военным преступником. Правительство же в это время занимается сокрытием фактов о преступлениях литовцев во время Холокоста и пытается весь мир убедить в том, что коммунизм был так же плох, как и фашизм. Они даже пытаются приравнять коммунизм к геноциду и готовы изменить определение понятия «геноцид», чтобы убедить всех, что он имел место в Литве. Это возмутительно.
- 16 марта в День легионеров аналогичные шествия пройдут и в Латвии. Министр юстиции Дзинтар Расначс уже заявил о своем участии в ряде мероприятий, несмотря на запрет глав правительства. Как Вы думаете, о чем это свидетельствует?
- В Латвии всё немного иначе. Я был на всех этих шествиях, в Литве, Латвии (в Риге даже несколько раз) и в Эстонии. В Латвии главной идеей шествия буквально является переписывание истории, потому что они хотят показать, что латвийцы, которые были связаны с дивизиями «Ваффен СС», на самом деле были борцами за свободу, которые проложили путь к независимости Латвии. И это - самая большая глупость, которую только можно себе представить, поскольку давно известно, что нацистская Германия не собиралась давать Латвии никакой независимости. И тот факт, что Третий Рейх потерпел поражение в войне, и победа оказалась на стороне Советского Союза и Англии, как раз и привел к тому, что сегодня Латвия – это независимое государство.
Но хочу обратить внимание, что в латвийских шествиях нет никаких выступлений против меньшинств. Это не является идеей мероприятия, главная его цель, повторюсь, историческая.
Заявление Расначса об участии в шествии меня ничуть не удивляет. Он является представителем партии ТБ/ДННЛ, то есть националистической партии. Такие люди, как правило, полагают, что «советская оккупация» гораздо хуже нацистской оккупации, и у них свой взгляд на историю.
- Как Вы тогда могли бы охарактеризовать позицию правительства по отношению к подобным мероприятиям?
- Они прячутся за свободу слова. Но, что интересно, при этом не так широко предается огласке, что они пытаются запретить проведение демонстрации против шествия.
- На днях Полиция безопасности Латвии выступила с предложением перенести или отменить вовсе намеченный на 17 марта спектакль о скандальном летчике Герберте Цукурсе. Можно ли считать это шагом навстречу антинацистским настроениям?
- Я не понимаю смысла таких шагов, поскольку шествие и спектакль поддерживают одну и ту же идею искажения истории. Если они таким образом пытаются избежать провокаций в отношении общества, то хочется спросить: «А шествие – это не провокация?».
На мой взгляд, и то, и другое – это провокация, часть большого проекта по искажению истории и превращению преступников в героев и наоборот.
Я не раз высказывался против этой постановки, и если уж они хотят отменить её, то тогда стоит отменить и шествие.
- Латвия в этом году председательствует в ЕС, то есть фактически представляет всю Западную Европу. Не думаете ли Вы, что европейским странам стоит обратить внимание на то, как страна их сейчас представляет?
- Я написал сотни статей на эту тему. Западной Европе определенно стоит обратить внимание на то, что происходит в балтийских странах. Вы можете найти мои статьи в интернете, потому что меня меньше всех можно упрекнуть в том, что я молча наблюдаю за тем, что творится в странах Балтии. Единственная страна, которая говорит что-то на эту тему – это Россия. То, что она говорит, правдиво, но Россия сама не без греха, с точки зрения западных стран. Она не готова на те шаги, которых ждет от нее Запад, такие, как извинения за коммунизм, поэтому европейские страны ей не доверяют.