×
Политика Политика

Дело убийц на майдане кладут «под сукно»: Украина научилась у Литвы прятать правду

Источник изображения: antimaydan.info

Расследование преступлений, совершенных в ходе акций протеста на майдане в 2014 году, официально поставлено на паузу. Генеральная прокуратура Украины передает уголовные дела в Государственное бюро расследований (ГБР). Сотрудникам ведомства придется начать всё с чистого листа, предварительно изучив 5 тысяч томов материалов. Аналитический портал RuBaltic.Ru выяснил, как расследовалось «дело снайперов», и нашел очевидное сходство с расследованием событий 13 января 1991 года в Литве, целью которого было скрыть подлинных виновников убийств у Вильнюсской телебашни.

Директор ГБР Роман Труба честно признается, что для эффективной работы ему катастрофически не хватает следователей, а родственники «героев небесной сотни» уже обвиняют власть в намерении развалить «дело майдана».

Впрочем, команде Зеленского и разваливать ничего не нужно.

Расследование майданных преступлений закончилось 21 февраля 2014 года, когда Верховная рада амнистировала всех участников «мирных протестов» (в том числе тех, кто совершил тяжкие и особо тяжкие преступления).

Сегодня реформы Зеленского ненароком срикошетили в «священную корову» современной Украины — следствие по преступлениям майдана. С 20 ноября Генеральная прокуратура больше не будет проводить досудебное расследование по уголовным делам. Все незавершенные производства она передает другим органам.

«Собственно, это та модель, которую Украина обещала ввести еще в 1995 году при вступлении в Совет Европы, и избавиться от советской традиции, когда прокуратура и расследовала дела, и контролировала расследования», — пояснил директор ГБР Роман Труба. Но он же откровенно признается, что его ведомство не готово эффективно справиться с новыми задачами. Потому что штат сотрудников в Госбюро очень маленький, а «дело майдана» — очень большое.

Пять лет расследования и пять тысяч томов, которые нужно не просто прочитать, а скрупулезно изучить. Сколько времени на это уйдет?

Неудивительно, что родственники «героев небесной сотни» уличили власть в намерении окончательно развалить расследование. Представители Адвокатской совещательной группы, которые отстаивают их интересы, потребовали немедленно создать в структуре ГБР отдельное управление по расследованию «дела майдана» и перевести туда вовлеченных в процесс сотрудников прокуратуры. «В такой ситуации передавать эти дела в ГБР, то есть "в никуда", или отдавать их новым следователям, означает просто остановить процесс расследования не менее чем на полгода», — говорится в сообщении адвокатов.

Власть пока что глуха к их призывам, как и к призывам Романа Трубы, который тоже говорит о необходимости перевести к нему следователей прокуратуры. Хотя директор ГБР утверждает, что новое подразделение для расследований преступлений на майдане всё же будет создано. И возглавить его теоретически может бывший начальник управления спецрасследований ГПУ Сергей Горбатюк — человек, под чутким руководством которого прокуратура накатала пять тысяч томов материалов и ни к чему не пришла. Может, потому что такая задача и не стояла?

На этот вопрос красноречиво ответил сам Сергей Горбатюк, когда перед увольнением из ГПУ изъял из материалов «дела майдана» два тома, связанных с расстрелами силовиков.

Информацию об этом обнародовал юрист Андрей Портнов. По его заявлению, в ГБР уже началось расследование возможной утраты документов. Параллельно с этим служебное расследование проводит и ГПУ. Прокуратура вообще решила не мелочиться и анонсировала создание комиссии, которая займется инвентаризацией материалов уголовных производств и материальных носителей по «делу майдана».

Решение в лучших традициях новой власти. В любой непонятной ситуации Зе-команда создает комиссию. Комиссию по вопросам правовой реформы, комиссию по стандартам государственного языка и даже комиссию по оценке работы мэра Харькова Геннадия Кернеса…

Генеральный прокурор Руслан Рябошапка тоже в тренде: теперь появится комиссия, которая будет выяснять, куда пропадают материалы майданного уголовного производства.

Со временем того и гляди в ГБР тоже несколько томов потеряются. И тогда до «героев небесной сотни» у следователей руки точно не дойдут — они будут заняты поиском тех, кто саботирует следствие.

«Дело майдана» похоже на забег, участники которого топчутся на месте и уже давно исчерпали лимит времени. Но с дистанции почему-то не сходят, убеждая окружающих, что до финиша осталось немного.

Команде Зеленского выпала честь окончательно «похоронить» расследование этих преступлений. Теоретически есть и другой вариант: вынести обвинительные приговоры «беркутовцам», которые обвиняются в расстрелах. Чем это чревато? Тем, что все «косяки» следствия вылезут наружу.

Для них показателен пример Литвы, где политическое судилище над советским офицером Юрием Мелем наглядно продемонстрировало несостоятельность национального мифа о событиях 13 января 1991 года.

У «дела майдана» вообще много общего с литовским «делом 13 января». Там тоже накропали 800 томов уголовного дела, взявшись при этом судить обвиняемых по написанным специально для суда над ними задним числом законам. Для абсолютной гарантии, что сядут ровно те, кого нужно засадить литовским властям, приняли в Уголовный закон статью о запрете отрицания «фактов советской агрессии». Получается, если бы литовские судьи признали, что заочно судимые советские военные и Юрий Мель невиновны, они бы сами пошли по статье…

На следующем этапе Верховная рада последует «прогрессивному» литовскому примеру и тоже введет уголовную ответственность за разговоры, что «небесную сотню» расстрелял вовсе не Янукович со своими людьми; Киев уже многому у Литвы научился.

Пока ограничиваются тем, что «дело майдана» пытаются «замылить». Его не нужно доводить до обвинительных приговоров — его нужно затянуть, заболтать, запутать, завалить грудами бумаг и обставить всевозможными комиссиями. Сделать его максимально скучным, чтобы люди, в конце концов, перестали этой темой интересоваться. Иначе выяснится, что народ Украины шестой год цинично водят за нос. С того самого момента, когда Верховная рада 21 февраля 2014 года приняла закон № 743-VII, тем самым освободив «мирных митингующих» от уголовной ответственности за целый ряд тяжких и особо тяжких преступлений.

Как показывает практика, об этом законе на Украине мало кто знает. Даже среди тех, кто, казалось бы, знать обязан. В прошлом году на телеканале NewsOne адвокат Януковича Виталий Сердюк упомянул о том, что сразу после государственного переворота парламент принял закон, запрещающий расследовать преступления майдана. Народный депутат Мосийчук обвинил его во лжи, ведущий Василий Голованов подумал, что Сердюк говорит об амнистии, объявленной еще при президентстве Януковича. Этот же тезис в своем обзоре чуть позже повторил Анатолий Шарий.

Никто из них — ни народный депутат, ни ведущий популярного новостного канала, ни известнейший видеоблогер — так и не поняли, что Сердюк имел в виду другой закон. Он прямо запрещает сбор, регистрацию, использование, обновление и распространение персональных данных о лицах, которые были участниками массовых акций протеста на майдане. Кроме того, этих людей парламент освободил от ответственности за целый ряд преступлений. Например, за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (статья 112 Уголовного кодекса Украины), диверсию (статья 113), умышленное тяжкое телесное повреждение (статья 121), захват заложников (статья 147) и многое другое.

Парадокс: в самом названии закона говорится о недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями, которые имели место во время проведения «мирных собраний».

То есть посягательства на жизнь, тяжкие телесные повреждения, захваты заложников — это атрибуты «мирных» акций.

Но самое забавное, что закон освобождает майдановцев от наказания за насильственную смену власти (статья 109). Как верно подметила экс-министр юстиции Елена Лукаш, тем самым парламент фактически признал факт государственного переворота.

Как на практике действует закон № 743-VII, наглядно продемонстрировала история «активиста» Ивана Бубенчика.

Он открыто признавался, что стрелял на майдане в сотрудников внутренних войск.

Поначалу ему вручили подозрение по статье «Умышленное убийство», которая под амнистию не подпадает. Но когда в дело вмешался тогдашний генпрокурор Юрий Луценко, подозрение переквалифицировали. Вместо убийства — покушение на жизнь сотрудников правоохранительных органов. А по закону № 743-VII за это «мирных протестующих» наказывать нельзя.

Почему тогда в ГПУ и ГБР так возбудились по поводу пропажи двух томов материалов дела, связанных с расстрелами правоохранителей? Да хоть всё потеряйте — всё равно убийц нельзя наказывать!

Если бы команда нового президента действительно хотела узнать правду и установить виновных, парламенту следовало бы первым делом отменить закон № 743-VII. Но об этом никто даже не заикается. Опоры майданного государства при Зеленском по-прежнему крепки и надежны.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
По дорожке Нила Ушакова: Зеленский «кидает» русскоязычных Украины
5 ноября 2019
Популярность президента Украины Владимира Зеленского и его партии падает. Последние соцопросы фиксируют снижение рейтинга Зеленского с 73% до 66%. В перспективе команда украинского президента рискует повторить судьбу латвийской партии «Согласие» и бывшего мэра Риги Нила Ушакова.
Прощай, Украина: Донбасс будет интегрироваться в Россию
3 ноября 2019
В российском МИД позитивно оценили начало разведения войск в районе Золотого. Очевидно, уже в скором времени Киев, Москва, Берлин и Париж договорятся о встрече лидеров «нормандской четверки».
Вернут ли Зеленский и Коломойский авиаперелеты между Украиной и Россией?
7 ноября 2019
За четыре года после того как правительство Арсения Яценюка разорвало прямое авиасообщение между Украиной и Россией, а также остановило авиационный транзит между странами, гражданская авиация Украины пришла в упадок.
Литва добивается продолжения войны в Донбассе
7 ноября 2019
Президент Литвы Гитанас Науседа усомнился в эффективности мирного урегулирования на востоке Украины. По его мнению, «формула Штайнмайера» выгодна России, а на официальный Киев кто-то оказывает сильное давление.
Новости партнёров