Сразу после согласования «формулы Штайнмайера» процесс мирного урегулирования на Донбассе забуксовал. Власти Украины отказались отводить войска в районе населенных пунктов Петровское и Золотое, то есть не выполнили последнее условие, которое выдвигает Россия для организации встречи лидеров «нормандской четверки». Мирные инициативы Зеленского топят националисты, с которыми тот предпочитает не связываться. Но выбор у президента Украины небольшой: или угомонить радикалов самостоятельно, или взять на вооружение идею президента РФ Владимира Путина о введении миротворцев на линию разграничения в Донбассе.
После успешного разведения сил в районе станицы Луганской стороны конфликта должны были произвести аналогичные действия еще на двух участках фронта. Такое «домашнее задание» Россия дала Украине еще в 2016 году, когда состоялся последний саммит лидеров «нормандской четверки». С тех пор условия Москвы для проведения встречи остаются неизменными: подписание «формулы Штайнмайера» и демилитаризация трех населенных пунктов.
С первой задачей Киев справился на троечку: не с первого раза и не в виде отдельного документа, но пресловутая «формула» была утверждена, а президент Зеленский официально вызвался имплементировать ее в украинское законодательство. Разведение сил в Петровском и Золотом казалось делом времени, поскольку в станице Луганской уже есть успешный прецедент.
Тем не менее 7 октября министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко заявил, что отвод бойцов ВСУ отложен, что называется, до лучших времен.
Формальная причина — в районе указанных населенных пунктов продолжаются обстрелы. По словам главы украинского МИД, разведение сил может начаться только через 7 дней после установления режима тишины. Но, во-первых, в случае со станицей Луганской это условие почему-то не соблюдалось. Режим прекращения огня здесь нарушался неоднократно. Украинская сторона жаловалась и на другие «грубые нарушения» со стороны ЛНР, однако ни разу не объявляла о сворачивании процесса.
Во-вторых, Пристайко заявил, что режим тишины нарушили несколько дней назад. Почему тогда власти Украины перезапустили «секундомер» аккурат в тот день, когда должно было начаться разведение сил в Петровском и Золотом?
Очевидно, Зе-команда была вынуждена отказаться от первоначального плана по иным причинам.
В воскресенье, за день до начала отвода войск, в Золотое прибыли ветераны АТО во главе «Национального корпуса» (запрещен в РФ — прим. RuBaltic.Ru) Андреем Билецким. Посыл у них простой: если бойцы ВСУ оставят свои позиции, то их займут вооруженные до зубов радикалы. Об этом их якобы попросили местные жители.
«Сегодня больше всего в поддержке нуждаются те, кого завтра эта власть хочет оставить без прикрытия, на поругание так называемым ЛДНР, — заявил Билецкий в видеообращении. — Есть группа ветеранов. Это люди, которые выглядят молодыми, но на самом деле прошли уже очень многое, которые в 2014 году взяли в руки оружие, для того чтобы бороться за страну».
По словам лидера националистов, сегодня эти молодчики снова готовы занять боевые позиции, чтобы в Золотом в случае отвода войск «не появилось ни одного сепаратиста».
Такого поворота событий Зеленский не ожидал. И не придумал ничего лучше, чем отложить очередной этап разведения сил на неопределенный срок.
С имиджевой точки зрения ситуация для президента Украины явно проигрышная: выясняется, что даже после оглушительной победы на парламентских выборах реальным хозяином положения он так и не стал.
Де-юре ни один политик Европы не обладает такой полнотой власти, как та, которую сконцентрировал в своих руках Зеленский.
Де-факто украинский лидер не может совладать с сотней радикалов, вознамерившихся ни много ни мало — препятствовать деятельности Вооруженных сил Украины.
Особняком здесь стоит вопрос министра внутренних дел Арсена Авакова, который все эти годы «крышевал» Билецкого и его побратимов. В новом правительстве главу МВД оставили на посту как гаранта внутриполитической стабильности. Остается только догадываться, что пошло не так. То ли Нацкорпус вышел из-под контроля, то ли Аваков примкнул к лагерю «шатателей» новой власти, то ли он просто продолжает торговаться с Зеленским (например, за контроль над Нацгвардией, которую хотят вывести из подчинения главы МВД).
Как бы то ни было, президент Украины не собирался сталкиваться с националистами.
Но столкнуться все-таки придется. Столкнуться или предать интересы большинства украинцев, которые голосовали за Зеленского в надежде на прекращение боевых действий.
В ближайшие пару недель наверняка станет понятно, какую линию выбрал официальный Киев. И Россия, и Запад тем временем будут спокойно наблюдать за ситуацией. Примечательно, что никаких резких заявлений со стороны Кремля или руководства ЛДНР пока не доносится. Все прекрасно понимают, в какой щекотливой ситуации оказался Зеленский.
Ключевой вопрос для него звучит так: как продолжить процесс мирного урегулирования, не устраивая радикалам «ночь длинных ножей»? Ситуация кажется патовой, но только на первый взгляд.
На самом деле Зеленскому ничего не нужно придумывать — за него уже все сделал Путин.
В свое время именно президент России выдвинул тезис о необходимости размещения миротворческого контингента вдоль линии разграничения в Донбассе. Это помогло бы установить прочный режим тишины не только на трех пилотных участках, но и по всему фронту.
При Порошенко украинская сторона отвергала этот сценарий, ратуя за размещение «голубых касок» на территории ЛДНР. Зеленский недавно заявлял, что хочет видеть миротворцев только на российско-украинской границе в Донбассе.
Однако после срыва разведения сил в Петровском и Золотом Пристайко внезапно заговорил об организации «миссии по поддержанию мира» на Украине.
«До настоящего времени эта идея не нашла понимания, несмотря на то что об этом говорили много и предыдущий президент, и кто угодно, — утверждает министр иностранных дел. — Мировое сообщество не готово к тому, чтобы этот миротворческий контингент или контингент по поддержанию мира, если говорить правильнее, помог нам восстановить хотя бы ситуацию, когда никто не убивает на нашей земле людей».
Глава украинского МИД лукавит: мировое сообщество не успело толком рассмотреть эту идею, поскольку Киев отказывался от размещения миротворцев только вдоль линии разграничения.
Но сегодня Пристайко не просто возвращается к этой идее — он фактически приписывает ее авторство украинской стороне.
С одной стороны, размещение миротворческого контингента между сторонами конфликта положит конец обстрелам (к этому и сводилось предложение Путина). С другой — проблема радикалов решается сама собой. И волки сыты, и овцы целы.
Примечательно, что о «миссии по поддержанию мира» Пристайко говорил в контексте возможного выхода Украины из Минского процесса, который он назвал несправедливым, и продолжения вялотекущей войны. Однако при правильном применении миротворцы могут быть и катализатором реинтеграции Донбасса.
Третий вариант глава украинского МИД назвал кипрским — «отрезать» неподконтрольные территории и больше никогда не возвращаться к этому вопросу. В этом случае идею Путина тоже можно взять на вооружение: раньше Киев отказывался от нее именно по той причине, что введение миротворцев на линии разграничения может всего лишь зафиксировать фактическое отделение ЛДНР от Украины.
Условный «план Путина» подходит, что называется, на все случаи жизни.Надо только убрать из названия имя президента России. Он возражать не станет — пускай лавры главного миротворца забирает тот же Пристайко. Или же по аналогии с «формулой Штайнмайера» появится какая-нибудь «формула Ле Дриана». Да хоть формула Си Цзиньпина! Главное, чтобы власти Украины четко понимали, чего они хотят.