Каждые два года Россия и Беларусь проводят совместные военные учения. Предыдущие маневры «Запад — 2017» вызвали всплеск антироссийской истерики. В этом году маневры будут проходить на полигоне Мулино в Нижегородской области с 13 по 19 сентября и получат название «Щит Союза — 2019». Аналитический портал RuBaltic.Ru спросил экспертов из России и Беларуси о том, какие вызовы сейчас стоят перед Союзным государством и какой реакции Запада следует ждать на этот раз.
Александр ШПАКОВСКИЙ, политический аналитик (Минск, Беларусь):
— Чтобы понять вызовы и угрозы, стоящие перед Союзным государством в военной сфере, необходимо обратить внимание на замысел предстоящих учений и сравнить его с легендами маневров прошлых лет. Основные задачи: подавление незаконных вооруженных формирований, вторгшихся на территорию Союзного государства и действующих при авиационной и ракетной поддержке третьих стран.
Хотя маневры и пройдут в Нижегородской области, но очевидно, что в Поволжье с территории третьих стран никто вторгнуться не может. По всей видимости, отрабатывается западный театр военных действий.
Учения носят оборонительный характер. Они основываются на анализе опыта последних локальных конфликтов, в том числе и операции российской армии в Сирии.
Сценарий учений очень напоминает легенду маневров «Запад-2017», которые вызвали совершенно неадекватную реакцию у ряда соседних государств и стран евроатлантического сообщества. Тогда тоже отрабатывалось подавление незаконных вооруженных формирований. По легенде, на северо-западе Беларуси был образован сепаратистский анклав под названием Вейшнория, который действовал при поддержке трех соседних государств. В них легко угадывались приграничные страны НАТО.
Сейчас пришла очередь проводить такие учения в России. Маневры проходят вдали от границ со странами НАТО, что не дает возможности распускать нелепые слухи, направленные на подрыв доверия между союзниками.
На учения прибудет порядка четырех тысяч солдат и офицеров из Беларуси с переданной им техникой, в том числе и авиационной. Очень важно отработать боевое слаживание. Белорусская армия и войска ЗВО России образуют единую региональную группировку войск Союзного государства. Существуют общие планы действий на случай будущей войны и военная доктрина.
Подготовка вооруженных сил проводится исходя из информации, которая попадает в генеральные штабы двух стран. Видимо, военные что-то знают, раз не первый год отрабатывают гибридные вызовы, когда идет противодействие не регулярным войскам противника, а неким незаконным формированиям, действующим при авиационной и ракетной поддержке иностранных государств.
Можно вспомнить кампанию в Ливии, когда правительственным силам противостояли исламисты. Одновременно по войскам полковника Каддафи наносила удары авиация западных союзников. Не поддерживая формирования экстремистов напрямую, они ослабляли ливийские войска.
Алексей ПОДБЕРЕЗКИН, руководитель Центра военно-политических исследований (Москва, Россия):
— В Польше происходят усиление военной инфраструктуры и размещение на постоянной основе войск США и НАТО. Количество войск в западных районах страны заметно выросло. Значительно возрастают возможности балтийских государств, в том числе и тех, которые прежде не участвовали в активности НАТО: Швеции и Финляндии. Создается напряженность на западном направлении. Недавно об этом высказывался министр обороны России Сергей Шойгу.
Российская Федерация должна быть готова к агрессии со стороны Запада, учитывая его количественное превосходство, особенно в авиации и высокоточном оружии.
Учения часто проводятся на Нижегородском полигоне Мулино. Там есть все условия для проведения артиллерийских стрельб. Этот полигон более крупный, чем Дорогобуж или другие в западной части страны. Никакого отношения к Западу это не имеет. Необходимо отлаживать взаимодействие между отдельными частями и подразделениями, не только российскими и белорусскими, но и внутри самих сухопутных сил.
Петр ПЕТРОВСКИЙ, эксперт аналитического центра РОО «Белая Русь» (Минск, Беларусь):
— Реакция не коллективного Запада, а Прибалтики, Польши и Украины будет истеричной. Это будет похоже на реакцию на учения «Запад-2017». Они будут демонстрироваться в СМИ этих стран чуть ли не как метод подготовки к нападению на страны НАТО либо на Украину. Их могут также рассматривать как вербовку либо вовлечение в собственные интересы военнослужащих Республики Беларусь.
Задача наших «партнеров» заключается в том, чтобы провести разделение между российской и белорусской сторонами, посеять недоверие и усилить дискредитацию совместных учений.
Они постараются продать эту угрозу в рамках НАТО и других евроатлантических структур для дальнейшей милитаризации, наращивания вооружений и привлечения субсидий для стран Прибалтики, Польши и Украины.
В рамках ОДКБ и Союзного государства учения по сходной легенде проводятся не первый раз. Мы видим, что террористические угрозы реальны. Рост экстремизма после событий на Украине и в Сирии имеет место.
В Беларуси были и одиночные террористические акты. На территории страны проживает около сорока тысяч мусульман. В их среде запрещенные террористические организации пытались распространять свои идеи и организовывать ячейки. В 2016 году выявлялись ячейки исламистских экстремистских структур под Минском.
Имеются риски и с другой стороны, прежде всего — Украины.
В Беларуси экстремистские и националистические организации запрещены, их деятельность отслеживается, многие последователи привлечены к ответственности. Несмотря на это, люди, разделяющие такие взгляды, после событий 2014 года оказались на территории Украины. Есть пример Жизневского, который погиб на майдане и сегодня героизируется этой частью общества.
Проходит вербовка граждан Беларуси в АТО в Донбассе.
Там экстремисты проходят вооруженную подготовку и имеют все возможности обучиться воинскому делу, чтобы в дальнейшем, как они предполагают, распространить свои экстремистские взгляды в Беларуси.
Александр ЖИЛИН, военный эксперт (Москва, Россия):
— Запад будет реагировать крайне негативно и постарается использовать данные маневры для наращивания антироссийской истерии. Это мы наблюдаем каждый раз, когда речь заходит о совместных действиях России и Беларуси.
Что касается сценария учений, то там не говорится об ответе на какие-то вызовы. Отрабатываются механизмы управления войсками, взаимодействие между ними. Речь идет об оборонительных действиях наших армий.
Если бы Россия вынашивала планы по захвату ненужных ей Прибалтийских республик, Польши и так далее, то сценарий был бы совершенно другим. Этот сценарий отражал бы интервенционистские цели.
Замыслы, вынашиваемые двумя генеральными штабами, носят оборонительный характер или предполагают ответ на некие действия Запада. Например, в Польше подготовлен плацдарм для того, чтобы быстро нарастить численность войск до дивизии и выше. Против кого? Против России. Москва должна реагировать.
На таких учениях, которые проходят раз в два года, отрабатывается взаимодействие с Беларусью. Это делается из-за того, что меняются средства связи, приходит новая цифровая техника, меняется позиция потенциального противника, его вооруженноемкость.