Безумие и иррационализм, которые присущи украинской внутренней политике, всё больше проявляются и во внешнеполитической деятельности дипломатов «Незалежной». Если в 2014–2016 годах объектом нападок представителей «майданного» режима была одна лишь Россия, то теперь киевские паны умудрились переругаться и с другими соседями. Из-за языкового вопроса Украина поссорилась с Венгрией и Румынией, из-за исторических разногласий — с Польшей. Теперь же Киев умудрился испортить отношения с далеким Белградом.
Пощечина Сербии
Посол Украины в Сербии Александр Александрович дал столь «замечательное» интервью белградским журналистам, что представитель МИД Сербии обещал объявить украинского дипломата персоной нон грата, если подобное еще раз повторится.
Что такого сказал пан Александрович?
Дипломат ни много ни мало обвинил сербские власти в том, что они дестабилизируют Западные Балканы и уничтожают таким образом Европу. По мнению посла Украины, Сербия является инструментом в руках России. Также Александрович сообщил о попытках Белграда дестабилизировать ситуацию в Македонии, осуществить государственный переворот в Черногории и о том, что Сербия способствует сепаратизму в Боснии и Герцеговине.
На данные обвинения государственный секретарь МИД Сербии Ивица Тончев ответил с очень большой долей сарказма. Сказал он следующее: «Хорошо, что интервью получилось недолгим, поскольку в дальнейшем Сербию, вероятно, обвинили бы в провоцировании Второй мировой войны в сотрудничестве с Москвой». В конце концов Александрович дошел до того, что посоветовал официальному Белграду не сидеть на двух стульях. То есть прекратить дружить с Россией.
Видимо, Александр Александрович забыл, что он не телевизионный украинский «политолог», а дипломат: люди этой профессии должны фильтровать каждое свое слово, а не обвинять страну, в которой работают, во всех смертных грехах. Иначе чем хамством подобное интервью не назовешь.
МИД Сербии еще проявил сдержанность, не выслав из страны Александровича. Представим на секунду, что бы было на Украине, если бы посол какой-нибудь державы, например той же Сербии, заявил, что Украина является «игрушкой» в руках США, что она своими действиями дестабилизирует ситуацию в Европе и что надо Украине давно стать федерацией. Поднялся бы вой на весь мир. Дипломата обвинили бы в работе на Кремль, провозгласили бы врагом Украины. Радикалы могли и посольство разгромить. Ну и конечно, дипломата выслали бы из страны в ближайшие часы.
Вечно обиженные
Но что подвигло Александровича дать подобное интервью?
На Украине еще многие верят, что после Евромайдана весь мир должен помогать их государству. В 2014–2015 годах промайдановски настроенные «эксперты» писали, что все страны Запада и Европы будут помогать Украине и политическими, и экономическими, и военными средствами, потому что Украина — это страна победивших демократических ценностей. Цивилизованный мир не может позволить стране, где победил Майдан, проиграть в противостоянии с Россией.
«Свидомые» «эксперты» утверждали, что США и ЕС дадут Украине столько денег, сколько ей нужно, что, увидев, какая прекрасная жизнь в «Незалежной», Крым и Донбасс сами захотят вернуться в состав Украинского государства. Более того, среди украинцев, поддерживающих Порошенко и компанию, бытовало мнение, что они являются вестниками свободы XXI века, как в XIX веке были французы.
Реальность оказалась иной. Запад почему-то не захотел кормить Украину. Более того, в 2015 году на Западе начала развеиваться «пелена очарования» Майданом, в европейских СМИ стали появляться критические статьи о «новой» Украине.
Сначала начали писать о том, что большинство «героев» Майдана — это в лучшем случае радикальные националисты, а в худшем — откровенные нацисты, как оно, собственно, и было. Потом в западных изданиях стали появляться публикации о страшной коррупции на Украине. Смена настроений засвидетельствовала: США и ЕС не будут вечно смотреть на Украину «через розовые линзы». Общемировой антироссийский фронт киевским политикам выстроить не удалось, а ведь они так на него надеялись.
Вот и слова посла Александровича пропитаны обидой: как же Сербия смеет иметь хорошие отношения с Россией, когда Москва — враг «демократической» Украины. Киев раздражает и то, что многие сербы едут воевать в Донбасс за ЛДНР. Между тем сербы, пережившие трагедию Сербской Краины и сейчас притесняемые хорватами и боснийцами, отлично понимают боль жителей Донбасса.
Выпускник американского университета Александр Александрович, видимо, решил показать США, какой он преданный Pax Americana человек, сказав в интервью то, что ни одному солидному дипломату было бы говорить не с руки.
По уму Украина должна отозвать посла домой. Зачем нужно, чтобы интересы страны представлял человек, который не может следить за своим языком?
И в нормальной державе, конечно, отозвали бы, но на Украине, где безумные решения стали повседневным явлением политической жизни, Александрович, думается, сохранит теплое дипместо в Белграде.
Польша больше не друг?
В истории Восточной Европы уже было государство, которое за 20 лет своего существования умудрилось испортить отношения со всеми соседями. Речь идет о Польше в период между двумя мировыми войнами. Панский гонор польской элиты, неумение понимать реальную политику и выбирать союзников привели к гибели этой державы и началу Второй мировой войны.
Украина идет по пути Второй Речи Посполитой.
Украино-польские отношения деградируют, как было указано выше. Недавно министр иностранных дел Польши сказал относительно украинцев следующее: «Сейчас мы начинаем процедуры, которые не позволят людям с крайне антипольскими позициями посещать Польшу. Люди, которые намеренно пропагандируют униформу СС “Галичина”, в Польшу не попадут».
Проще говоря, Польская держава начнет дифференцировать украинцев, которые въезжают в страну, по их политическим взглядам. А ведь под антипольские позиции на самом деле можно подвести очень многое. Прежде всего, принадлежность к какой-нибудь украинской националистической организации или публичное восхваление бойцов УПА*, которые в 1940‑е годы по этническим мотивам убили от 30 до 80 тысяч поляков на Волыни. По факту речь идет о геноциде.
Волынская трагедия подобна незаживающей ране в исторической памяти поляков. Предыдущее правительство Польши старалось закрывать глаза на героизацию бандеровцев на постмайданной Украине. Однако сейчас в Варшаве у руля стоят новые люди. Не замечать тотального преклонения перед Бандерой и его соратниками на Украине они не могут. Для поляков бойцы УПА — это воплощение чистого зла, как, впрочем, и для очень многих жителей Украины, которые в сегодняшних условиях просто боятся высказать свое мнение.
Украинский МИД, в свою очередь, предложил Варшаве решать споры в соответствии с христианским принципом «прощаем и просим прощения», без навязывания своей точки зрения.
В переводе с дипломатического языка на обычный это означает: как героизировали бандеровцев, так и будем.
*УПА, запрещенная в России экстремистская организация — прим. RuBaltic.Ru