Ни в одной стране мира не проходит кристально чистых выборов. США – не исключение. Традиционные методы нарушений на выборах: массовый подвоз избирателей, «карусели», скупка голосов – в Америке распространены мало. Подобные инциденты редки, носят локальный характер и не влияют на общий процесс. Это хлопотно, малоэффективно и рискованно. Ведущие издания, как правило, открыто отдают предпочтения определённым кандидатам, поэтому достаточно легко ловят откровенных жуликов. Исследование Университета Лойолы показало, что из миллиарда бюллетеней, поданных на выборах разного уровня в 2000–2014 годах, только 31 можно отнести к «сомнительным». Конгрессмен Марк Роукан сказал, что американцы статистически чаще страдают от ударов молнии, чем выдают себя за других людей при голосовании (и оказался прав). Голоса иногда покупают (в том числе – за дешёвую водку в Арканзасе), но всё равно получается капля в море: за 2000–2012 годы News21, консорциум школ журналистики, смог найти лишь 867 случаев доказанного подкупа на 146 млн зарегистрированных избирателей. Поэтому политики и чиновники, избегая прямых фальсификаций в день выборов, предпочитают административными и медийными методами заранее и планомерно «подгонять» нужный результат задолго до дня голосования.
Электоральная геометрия
Самый надёжный, проверенный временем «дедовский» способ дать партии преимущество на выборах называется «джерримандеринг». Либеральный портал Vox иронизирует: пока в мире избиратели выбирают политиков, в США благодаря этому приёму политики подбирают под себя избирателей. «Джерримандеринг» не столько трюк, сколько целое искусство «нарезания» избирательных округов для достижения максимального успеха на выборах. В большинстве штатов (36 из 50) географией округов занимаются сами политики, находящиеся у власти.
Исходя из собственной партийной принадлежности, они объединяют людей, голосующих одинаково: избирателей оппонентов замыкают в своего рода «гетто», «родных» избирателей, наоборот, дробят на как можно большее число округов, чтобы провести в парламент как можно больше депутатов.
Это отлично видно на картах – из геометрических фигур отдельные округа превращаются в совсем дикие узоры. Изобретение методики связывают с именем Элбриджа Джерри, губернатора Массачусетса в 1810–1812 годах. Схема продолжает успешно работать спустя 200 лет. В 2010 году республиканцы в Пенсильвании «нарезали» округа так, что через два года заполучили 72% мест от штата в Конгрессе, хотя за них проголосовало 49% населения. За демократов в 2012 году проголосовало 50,5% жителей Северной Каролины, но благодаря «нарезке» они смогли отправить в Конгресс только 4 депутатов, республиканцы – 9.
Время дебатов
На праймериз (внутрипартийное голосование) демократы всерьёз испугались стремительно растущей популярности социал-демократа Берни Сандерса. В Национальном комитете партии, организующем дебаты, начали опасаться, что Сандерс «зажжёт» в эфире и поставит Клинтон в неловкое положение. Да и повышение узнаваемости Сандерса для истеблишмента было лишним. Поэтому дату и время для дебатов подобрали так, чтобы половину из них никто не смотрел. Дважды дебаты назначили на субботний вечер – наихудшее время в плане рейтингов. На лучший день – четверг – назначили только одни. Два раза их ставили перед праздниками – Рождеством и Днём Мартина Лютера Кинга. Количество дебатов сократили с 26 (как было в 2008-м) до шести, то есть их оказалось в два раза меньше, чем у республиканцев (12). Лишь после того, как оппоненты Клинтон стали жаловаться и грозить судом, руководство партии скрепя сердце согласилось увеличить количество дебатов.
Агитация на участках
Проблемы Берни Сандерса на этом не закончились. 1 марта проходили праймериз в одном из важнейших штатов – Массачусетсе. Клинтон обошла конкурента на полтора процента. Группы поддержки кандидатов периодически нарушают правила агитации в день голосования – сторонникам Сандерса удалось уличить в этом мужа Хиллари Билла. Запрещено агитировать на расстоянии ближе 150 футов к избирательному участку. Экс-президент же свободно перемещался от участка к участку, активно общался с избирателями, обнимался с ними, фотографировался, раздавал автографы, благодарил за голоса. 45 тысяч человек мгновенно подписали петицию, требующую наказать Билла. Секретарь штата Уильям Гэлвин пояснил, что технически поведение Клинтона агитацией назвать нельзя, но приближаться к избирателям он всё равно не должен был. В итоге Клинтону выдали предупреждение.
Работа с прессой
Несмотря на то что многие уважаемые СМИ, такие как The New York Times и The Washington Post, совершенно открыто объявляют читателям свои пристрастия, журналисты, претендующие на объективность, часто по сговору эксплуатируются партиями в корыстных целях. Этот секрет Полишинеля окончательно стал достоянием общественности после взлома почты Демократической партии. Стало известно, что штаб Клинтон активно «сливает» истории в прессу через сеть дружественных журналистов, ведёт каталог «лояльных» репортёров, получает от них инсайдерскую информацию. Так, влиятельное издание Politico несколько раз высылало команде Клинтон материалы на «вычитку» (пришлось извиняться).
Наиболее вопиющий случай: высокопоставленная сотрудница CNN Донна Бразил заранее присылала Клинтон вопросы, заготовленные для дебатов, чтобы кандидат могла заблаговременно отрепетировать ответы. Вины канал не признал, но от дальнейшего сотрудничества с Бразил отказался.
Сотрудница CNN лишилась работы, подсказав Клинтон возможные вопросы на дебатах.
Работа с деньгами
В 2010 году Верховный суд США постановил, что корпорации и НКО могут давать кандидатам неограниченные суммы денег на проведение кампаний. Судьи посчитали, что финансирование политиков – элемент свободы слова, гарантированной Конституцией. Параллельно различные организации, именуемые «комитетами политических действий» (PACs), получили право беспрепятственно участвовать в гонке «в интересах» одного из кандидатов и тратить на это свои средства (опять же – неограниченные). Например, снимать и оплачивать рекламные ролики за или против кандидатов. Главное, чтобы они действовали независимо, от своего имени, без какой-либо координации с кандидатами. Взлом почты Клинтон показал, что её штаб сотрудничал с «независимыми» группами поддержки постоянно. Более того, сотрудники Клинтон распространяли детальные инструкции о том, как можно это делать, обходя закон и не подставляясь. Богатые спонсоры, в свою очередь, вели с Клинтон активную переписку и давали ей многочисленные советы.
Трамп тоже оказался не святым: журналисты Telegraph под видом эмиссаров выдуманного спонсора из КНР смогли договориться с его штабом о вложении денег в его кампанию через серые схемы. Иностранное финансирование политиков в США запрещено.
Правило 15%
Если в Европе принято пускать на дебаты каждого кандидата, чьё имя значится в бюллетене, вплоть до радикалов и маргинальных личностей, в США существует фильтр для «малых партий». Для участия в национальных президентских дебатах кандидат должен иметь средний рейтинг популярности не ниже 15%. Следовательно, в большинстве ситуаций зрители привыкли видеть на дебатах только двух людей – республиканца и демократа, хотя в бюллетене практически всегда кандидатов больше. В этом цикле за бортом оказались либертарианец Гэри Джонсон и представительница «зелёных» Джилл Стайн. Все попытки кандидатов от «третьих» партий прорваться на дебаты заканчиваются плачевно. Кандидатку в Сенат от штата Мэриленд доктора Маргарет Флауэрс (Партия зелёных) с дебатов выгоняли при помощи полиции.
Дискриминация
Одним из важнейших завоеваний эпохи борьбы за десегрегацию в 1960-х стало право правительства следить за выборным законодательством в штатах с историей дискриминации чёрных избирателей. В 2013 году Верховный суд это положение отменил. Как следствие, 16 контролируемых республиканцами штатов под предлогом борьбы с жульничеством на выборах обязали граждан получать государственные свидетельства с фотографией, без которых они не могут голосовать.
По мнению Американского союза защиты гражданских свобод и других правозащитных организаций, данная мера является дискриминацией, потому что касается в основном афро- и латиноамериканцев, а также бедных.
Многие подозревают, что республиканцы таким образом отстраняют от выборов часть электората, традиционно симпатизирующего демократам. Более 21 млн избирателей (11% граждан США) не имеют необходимых свидетельств. Суды признавали нововведения дискриминационными в Техасе, где власти могли лишить права голоса 600 тысяч человек, и Северной Каролине. Кроме того, ОБСЕ напоминает, что лишены права голоса 5,8 млн осуждённых, среди которых также много афроамериканцев.
Чистки
Незадолго до выборов партии традиционно начинают «подчищать» списки избирателей от «нелояльных» граждан. Политики организуют специальные группы, занимающиеся скрупулёзной проверкой баз избирателей. Они массово направляют властям жалобы с просьбой вычёркивать людей по различным формальным поводам. Так, перед скандальными президентскими выборами 2000 года в одной Флориде усилиями республиканцев вычеркнули более 50 тысяч человек. Наблюдатели видят в чистках сугубо партийную подоплёку, а Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения – ещё и дискриминацию, потому что жертвами чисток, как правило, становятся чёрные и «цветные». А проверки баз зачастую прицельно совершают в бедных пригородах и районах с низкими доходами населения, считающимися вотчинами демократов. Регулярно из списков выбрасываются «случайные» граждане. Во время недавней чистки в Северной Каролине «вычеркнули» 100-летнюю Грейс Белл Хардисен, которая жила и голосовала там всю жизнь. История возмутила Барака Обаму. В итоге за неделю до выборов чистку остановили по решению суда.
Незадолго до выборов партии традиционно начинают «подчищать» списки избирателей от «нелояльных» граждан.
Наблюдатель, go home!
На выборы в США приехало рекордное количество иностранных наблюдателей. Миссия ОБСЕ увеличила свою численность в десять раз – с 44 до 437 человек. Впервые в истории мониторить выборы приехала миссия Организации американских государств. Американские журналисты отмечают, что обычно столько желающих проследить за выборами бывает в странах, где имеются проблемы с демократией. Госдеп интерес к президентской гонке приветствует, но «на местах» иностранцам рады далеко не везде. В 13 штатах им появляться строго запрещено, ещё во многих их статус чётко не определён законом. Наиболее суровым борцом с международными наблюдателями является губернатор Техаса Грег Эбботт, за что его на родине сравнивают с Владимиром Путиным. В бытность генеральным прокурором второго по численности населения штата в стране «техасский Путин» слал ОБСЕ письма с угрозами. Эбботт предупреждал, что сотрудникам миссии ОБСЕ не только запрещается заходить внутрь избирательных участков, но и подходить к ним ближе чем на 100 футов. «В Соединённых Штатах ваше мнение юридически безразлично», – предупреждал он.