9 октября в Литве пройдут выборы в Сейм. Уже совсем скоро депутаты одиннадцатого созыва сдадут свои мандаты, соберут вещи и покинут здание на проспекте Гедиминаса. А пока страна ждёт новых народных избранников, пора подвести итоги законотворчества. Чтобы выявить самые яркие моменты работы Сейма одиннадцатого созыва были опрошены более пятидесяти прохожих на улицах Вильнюса, которые вспоминали последнюю четырёхлетку. И вот что запомнилось.
1. Усы, лапы и хвост – вот мои документы!
Ничто так близко не легло к сердцу и не запечатлелось в памяти литовцев как принятие поправки о предъявлении документа, удостоверяющего личность при покупке алкогольных напитков. О нём вспомнили более половины опрошенных.
Инициаторами проверять возраст абсолютно у каждого покупателя алкоголя стали торговцы крупных торговых сетей, которые главным мотивом этой поправки видят возможность воспрепятствовать продажи алкогольных напитков несовершеннолетним. По результатам подсчёта, по сравнению с таким же периодом прошлого года, алкоголя с начала акции – со 2-го сентября – магазины продали на 9% меньше.
Не долго пришлось жить в страхе забыть паспорт дома. 27 сентября парламентарии в порядке особой срочности принял новую поправку к Закону о контроле за оборотом алкоголя. Теперь документ будут требовать только в случае сомнений в совершеннолетии покупателя при покупке алкоголя. За такую поправку выступили 92 члена сейма, 3 было против, 8 воздержались.
2. Утром – литы, вечером – евро
На второй позиции по яркости воспоминаний уходящего Сейма стал закон о вступлении Литвы в зону евро, принятый 17 апреля 2014 года.
Законопроект поддержали 87 депутатов, отклонили 7, воздержались 13. «Введение евро – не панацея, но и не какое-то несчастье, – сказал консерватор Андрюс Кубилюс, – Это показывает нашу зрелость, мы вступаем в крупный денежный союз».
По опросам, проведённым перед отказом от собственной валюты, жители Литвы разделились на два почти равных лагеря: одни – за введение евро, другие – против. После новой валюты в народе появилась новая шутка: цены в самом деле не изменились – цифры те же, но ценники не в литах, а в евро, то есть в три с лишним раза больше. Вот вам и зрелость, вот и крупный денежный союз.
3. Трудная судьба Трудового кодекса
Не остался без внимания и Трудовой кодекс Литвы, прошедший сквозь «огонь, воду и медные трубы» бюрократической машины страны.
В июне 2016-го года Сейм принял редакцию Трудового кодекса, кардинально меняющую взаимоотношения работника и работодателя. Перед утверждением нового кодекса в столице Литвы прошёл митинг профсоюзов, которые не рады новой социальной модели, уступающий интересам работодателей, и ущемляющей права работников. К примеру, уволить работника стало проще, компенсации и социальные гарантии уменьшились, а также стали действительны новые формы трудовой деятельности, когда работодатель может выплачивать работникам только за отдельные часы работы, не привлекая его к труду целый месяц. Даля Грибаускайте ветировала Трудовой кодекс, вступив в сопротивление депутатам. Однако члены Сейма, выйдя после летних каникул, преодолели вето президента и приняли поправки к Трудовому кодексу. 19 сентября президент подписала закон.
4. Голосуют ногами
Более трети опрошенных вспомнили о введении постоянного воинского призыва. 21 июня 2016 года члены Сейма принял редакцию Закона о воинской повинности, в которой указано, что «призыв на постоянную обязательную начальную воинскую службы осуществляется каждый год». Поправки вступили в силу 1 сентября этого года.
Ежегодно на 9 месяцев к военной службе планируют привлекать 3,5 – 4 тыс. молодых литовцев. Призыв в армию Литвы был приостановлен в 2008 году. Поводом заполнить воинские единицы для подготовки резерва стал нагнетающий психоз по поводу военной угрозы со стороны России.
Однако, как показывает статистика, молодёжь Литвы без особого рвения желает воевать со своими восточными соседями за амбиции государства и бежит за границу. В 2015 году, покинувших военизирующуюся родину, зарегистрировано на четверть больше, чем в 2014.
«Нужно сказать открыто – и не бояться это сказать, – что число эмигрирующих сильно увеличилось, особенно в апреле и в другие месяцы, когда начался призыв в армию Литвы. Я считаю, что это очень сильно повлияло на молодёжь; некоторые всё же, видимо, так решили и подумали, что определённый период времени лучше поработать за рубежом», – признавался в интервью Литовскому радио премьер-министр Альгирдас Буткявичюс.
5. Курение на балконах
Пятую позицию занимает «недозаконопроект» о запрете курения на балконах многоквартирных домов, который вспомнили 12% респондентов. По словам инициатора проекта – члена Сейма Антанаса Матулиса, за это нарушение действовало бы административное наказание, как и за курение в общественных местах. Согласно закону, так же само запрещалось бы курение в радиусе десяти метров от жилых домов.
Так депутатам и не удалось запретить курение на балконах многоквартирных домов. За запрет проголосовали 37 депутатов, 22 были против, 25 депутатов воздержались.
Но это уже не первая попытка запрета курения на балконах. В 2014 году это предложение не одобрило правительство, отметив, что контроль за выполнением такого закона практически невозможно осуществить – сложно зафиксировать нарушителя, установить его личность – ведь на территорию частной собственности не могут попасть ни полиция, ни работники мэрии, ни сам Матулис.