Президент России Владимир Путин подписал указ, запрещающий странам, которые поддерживали антироссийские санкции, ввозить в РФ продукты, за исключением детского питания и вина. Руководство Латвии уже признало губительность новых санкций для экономики страны, в то время как глава Литвы Даля Грибаускайте уверена: ограничения не сильно повлияют на ситуацию в стране. О том, кто же прав в этом вопросе, портал RuBaltic.Ru побеседовал с экономистом Михаилом ХАЗИНЫМ:
- Михаил Леонидович, указом президента Владимира Путина ограничен импорт из стран, которые приняли санкции против России. Как это отразится на экономике обеих сторон и кто пострадает больше всего?
- На российской – никак. Евросоюз не поставляет ничего эксклюзивного. Все эти продукты можно купить в других местах. Россия может приобретать мясо в Латинской Америке, Турции. Единственная локальная проблема – молочные продукты. Много поставляла Финляндия, также Польша и Прибалтика. Но, теоретически, мы можем нарастить собственное производство. Этот вопрос вполне решается за 2-3 года. Климат меняется сейчас в лучшую сторону. У нас есть Вологодская, Костромская, Кировская области, где можно легко развивать молочное животноводство.
А во-вторых, у нас есть дружественная Белоруссия. Поэтому проблему точно можно решить.
В результате Россия вообще не пострадает. Чего не скажешь о некоторых странах ЕС. Однако, простите, когда вы принимаете абсолютно ничем не обоснованные объективно политические санкции, то, безусловно, будет ответ.
- А какие страны пострадают больше всего и можно ли уже сейчас посчитать примерный ущерб, который понесёт Евросоюз?
- Подсчитать ущерб – дело сложное, нужны специалисты. А пострадают сильнее остальных Финляндия, Прибалтика (Литва и частично Эстония), Польша.
- Экспорт пищевой продукции в Россию играл важную роль в экономике стран Балтии. Как Вы считаете, можно ли ожидать фактически новую волну кризиса в прибалтийских республиках?
- А кто же им мешал голосовать против антироссийских санкций в Брюсселе? Хотели – получите.
У США к санкциям такой подход: «Мы несём миру прогресс, свободу и демократию. Все, кто нас не поддерживает, – враги всех вышеперечисленных благ, тоталитаристы, гомофобы и т. д.». В этом смысле у них очень специфическая психология.
Есть старый хороший анекдот. Сидят двое на лавочке. Один другому говорит: «Смотри! Москаль идёт, давай ему морду набьём?» Другой ему отвечает: «А вдруг он нам набьёт?» – «А нам-то за что?!» Это совершенно типичный пример.
США совершенно уверены в том, что раз они несут миру цивилизацию, то по данной причине они могут налагать санкции, а на них – нет. При этом у них есть довольно большая группа поддержки. Прежде всего, это ЕС. Иными словами, страны, которые фактически автоматически присоединяются ко всем мерам США. Россия прекрасно понимает, что бороться с имперскими американскими амбициями бессмысленно. Кстати, смешно получается, когда США обвиняют Россию в имперских амбициях. Ведь на деле они перекладывают свои проблемы на нас. У России как раз не было этих амбиций, но США своей политикой заставляют нас двигаться в данном направлении.
А Европа присоединилась к этим санкциям исключительно потому, что ей выкрутил руки Вашингтон.
Ребят, если вы хотите удовлетворять Вашингтон, тогда и претензии к нему, пускай компенсирует ваши убытки. Он же вас заставил.
При этом рассуждения на тему, что санкции были приняты, поскольку Россия поддерживает сепаратистов на Украине, - вы уж меня простите, но ряд стран ЕС поддерживает сепаратистов Сирии. И что дальше?
Иными словами, как только переходят на рассуждения о взаимности, то выясняется, что все ограничения введены по одной-единственной причине – так захотел Вашингтон. Если вы, неважно кто – Эстония, Литва, Польша, Германия, Великобритания, считаете, что надо выполнять любые прихоти США, то и все финансовые претензии тоже к ним!
А мы будем развивать отношения с Турцией и Латинской Америкой. И, кстати, отдайте себе отчёт: если мы наладим сотрудничество с этими странами, то назад уже не вернёмся.
- А смогут ли страны Балтии «прийти в себя» после года ограничений на ввоз в Россию пищевой продукции?
- Пострадают, конечно, и очень сильно. Кто их заставлял голосовать за санкции? В чём смысл был?
С точки зрения интересов страны я этого не понимаю. Разумеется, есть политические верхушки, для которых Вашингтон важнее, чем интересы жителей страны.
- Барак Обама призывает Брюссель ускорить процесс разработки новых ограничений фактически до полной остановки сотрудничества. Существует ли угроза образования экономического «железного занавеса»?
- Не очень понимаю, что означает «железный занавес». Черчилль во время своей Фултонской речи в 1946 году подразумевал под этим понятием следующее: те предприятия, которые продают свою продукцию в СССР, должны быть закрыты, чтобы у Советского Союза не было рычагов влияния на Западную Европу. Точно так же, когда страны Прибалтики вышли из состава СССР, у них была уничтожена вся промышленность. Ведь она работала в рамках технологических цепочек с Россией. И нет сегодня в этих странах промышленности, народ положил зубы на полку. 10 лет всем казалось, что всё хорошо, - пока, соответственно, кредиты давали.
Что будет через полгода, когда рухнут финансовые рынки на Западе, я не знаю. Думаю, что может начаться голод. Но посмотрим.
Сегодня Запад ликвидирует в России компании, которые работают с Европой. А что это означает? Немецким производителям говорят: «Ребят, вам нельзя получать прибыль в России. Её будут получать там японцы и корейцы». Ну, хорошо. Только вот почему Прибалтика, у которой уже есть опыт, молчит?
Рига ведь была крупнейшим промышленным городом, а сегодня? Я гостил в Риге, Вильнюсе, Таллине. Мрачные города, жизни нет, только туристы.
- Санкции будут действовать в течение года. Какие поставщики, на Ваш взгляд, смогут стать альтернативой европейцам? Изменится ли структура российской экономики?
- По мясу и частично по сухому молоку это будет Латинская Америка. По овощам – Турция, Казахстан и Белоруссия. А через год поменять обратно товарные потоки будет очень сложно и дорого.
- США надеются подписать TAFTA, Соглашение о трансатлантической зоне свободной торговли между США и европейскими странами. Может ли такого рода сотрудничество стать альтернативой российско-европейскому взаимодействию?
- Это часть схватки между США и Китаем за рынки ЕС. Когда стало понятно, что кризис будет неизбежно продолжаться, встал вопрос: куда американцы и китайцы будут реализовывать свою продукцию? Они пришли к выводу, что оптимальным вариантом будет ЕС. А пока он закрыт, надо границу взломать. Китай движется новым Великим шёлковым путём. Именно по этой причине США взорвали Украину – нужно не допустить китайские товары на границу ЕС. А, соответственно, США двинутся через зону свободной торговли.
Если это соглашение будет заключено, в Западной Европе промышленности не останется. Себестоимость производства там выше, чем в Америке, за счёт социальной нагрузки и налогов. Иными словами, США готовят для этой части Европы ту же самую деиндустриализацию, что ЕС произвёл в Восточной Европе.
Испания, Италия, юг Франции превратятся в Болгарию, а Дания, страны Бенилюкс – в Прибалтику.
Именно по этой причине континентальная элита отчаянно этому сопротивляется. Это война за право существования европейской промышленности.