Выборы в Верховную раду Украины дали старт кулуарной борьбе за кресло премьер-министра. Один из претендентов на эту должность — уроженец Вильнюса, гражданин Литвы и Украины Айварас Абромавичюс. В украинской политике Абромавичюс с победы майдана — в 2014–2016 годах он занимал пост министра экономического развития и торговли. Аналитический портал RuBaltic.Ru оценил шансы Абромавичюса на премьерство и разобрался, какую экономическую политику будет проводить литовец на посту главы Кабмина.
Отличительной чертой второго правительства Арсения Яценюка (декабрь 2014 — апрель 2016) было назначение на высокие посты иностранных специалистов, которых официальному Киеву навязывали в том числе западные центры влияния. Должность министра экономического развития и торговли Украины занял Айварас Абромавичюс, инвестиционный банкир, имевший опыт работы в странах Прибалтики, Скандинавии, в России и на Украине.
Абромавичюс получил образование в Международном университете «Конкордия», учебу в котором частично оплатил Фонд Сороса. Это приподнимает завесу тайны над тем, каким образом литовец оказался в правительстве Яценюка.
Результаты деятельности Абромавичюса во главе МЭРТ Украины оказались неудовлетворительными. В 2015 году был установлен экономический антирекорд — ВВП Украины сократился на 10%, а уровень инфляции составил 43%.
Конечно, существовала объективная реальность в виде резкого падения цен на украинский экспорт на международных рынках и продолжающихся боевых действий в Донбассе. Также свою долю ответственности должно понести руководство Нацбанка, но действия министра Абромавичюса не были направлены на достижение макроэкономической стабилизации и проведение институциональных реформ.
Возглавив МЭРТ, Абромавичюс объявил о планах реформировать ведомство вплоть до его ликвидации. Объяснял он свое решение тем, что министерство больше похоже на советский Генплан.
Также Абромавичюс пообещал включить Украину в топ-50 стран по легкости ведения бизнеса. Вопреки тому, что определенная дерегуляция действительно имела место и Украина растет в рейтинге Doeing Business, обещание не выполнено до сих пор.
Абромавичюс был одним из идеологов распродажи государственной собственности, солидаризируясь с позицией МВФ и прочих международных структур.
Притом за 345 госпредприятий, которые планировались под приватизацию, чиновники ожидали получить лишь 3 млрд долларов, что примерно соответствует объему годового дефицита бюджета. Впрочем, планы бюджетных поступлений от приватизации ни разу не были выполнены за послемайданные годы.
С другой стороны, партия президента Владимира Зеленского «Слуга народа» декларирует приверженность принципам либертарианства, потому курс на снижение доли государства в экономике сохранится.
Первые санкции против работающих на территории Украины компаний с российским капиталом были введены именно с подачи Абромавичюса.
В начале 2015 года 160 компаний с российским капиталом были лишены лицензий и разрешений, которые давали право на занятие определенными видами деятельности. Министр также поддержал запрет российскому бизнесу участвовать в приватизации, поскольку «российский бизнес нельзя рассматривать отдельно от государства».
В последние несколько месяцев пребывания на должности Абромавичюса не видели на рабочем месте из-за его конфликта с близким соратником Петра Порошенко Игорем Кононенко, коего литовец обвинил в блокировании работы МЭРТ.
В феврале 2016 года Абромавичюс подал заявление об отставке, мотивировав это тем, что не желает «быть ширмой для откровенной коррупции или подконтрольной марионеткой для тех, кто хочет в стиле старой власти установить контроль над государственными деньгами». В апреле ходатайство было удовлетворено.
С тех пор в медиа имя Абромавичюса упоминалось редко. Однако за несколько месяцев до старта президентской предвыборной кампании, под конец 2018 года, Абромавичюс резко нарастил публичную активность, что свидетельствовало о желании экс-министра встроиться в послевыборные расклады. Ради этого, как утверждал сам Абромавичюс, он отверг несколько предложений о работе в Литве.
Собственно, ставка Абромавичюса сыграла: он сумел встроиться в команду Зеленского и в июле заполучил должность главы наблюдательного совета госконцерна «Укроборонпром», уже пообещав аудит и широкомасштабные реформы данной структуры.
Напомним, что скандал вокруг данного госконцерна, связанный с контрабандой продукции военного назначения из России и ее последующей продажей по завышенным ценам украинским предприятиям, возник незадолго до первого тура выборов президента Украины и стоил Порошенко утраты рейтингов.
Несколько недель назад влиятельный аналитический центр Atlantic Council опубликовал имена пяти претендентов на пост премьер-министра Украины, среди которых значится и Айварас Абромавичюс. По утверждениям самого литовца, он не видит причин отказываться от премьерского кресла, если поступит соответствующее предложение, хотя по состоянию на сегодняшний день он не склонен преувеличивать свои шансы на пост главы Кабмина.
Люди, входившие в команду министра экономики Абромавичюса, ныне занимают далеко не последние места в государственном аппарате.
В частности, Алексей Гончарук, экс-глава созданного по инициативе министерства Абромавичюса аналитического центра «Офис эффективного регулирования», ныне является заместителем Офиса президента Украины, в сфере его ответственности блок экономического развития.
Бывший заместитель Абромавичюса Максим Нефедов возглавляет Государственную таможенную службу, где работает уроженка эстонского города Тарту Яника Мерило, экс-советник литовского министра.
Несколько человек, аффилированных с Абромавичюсом и Гончаруком, сумели стать народными депутатами от президентской партии «Слуга народа».
У Абромавичюса наличествуют определенные аппаратные возможности, а также зарубежное лобби, потому его шансы занять кресло главы Кабмина не стоит недооценивать.
Известный украинский аналитик Дмитрий Джангиров так прокомментировал вероятность назначения Абромавичюса премьер-министром: «Я бы Абромавичюса поставил на второе место [среди претендентов на премьерство], за Рашкованом (Владислав Рашкован — представитель Украины в МВФ — прим. RuBaltic.Ru). Человек либерального мышления, исполнитель, он не отличается большими менеджерскими способностями, но программу МВФ выполнять в состоянии. У него есть шанс».
Другое дело, что, вне зависимости от имени будущего премьер-министра, экономическая политика государства едва ли претерпит серьезные изменения.
Существенное влияние на экономический курс остается за МВФ и Евросоюзом, а высокая долговая нагрузка на государственные финансы сужает возможности для маневра будущего главы Кабинета министров.
Фактически Абромавичюс, если сумеет-таки заполучить кресло премьер-министра, будет вынужден продолжать без сколько-нибудь значимых корректировок социально-экономический курс премьер-министров Яценюка и Гройсмана. Курс, который не одобряло большинство граждан Украины.