В среду 2 августа президент США Дональд Трамп подписал ранее принятый Конгрессом закон об ужесточении антироссийских санкций. О подоплеке такого решения, новых ограничительных мерах в отношении России и противостоянии американского президента истеблишменту Соединенных Штатов аналитический портал RuBaltic.Ru поговорил с политологом, директором Международного института новейших государств Алексеем МАРТЫНОВЫМ:
— Г‑н Мартынов, почему Дональд Трамп продолжает политику своего предшественника и расширяет антироссийские санкции?
— Я напомню, что Дональд Трамп — 45‑й президент США, то есть он американский президент. Естественно, он отстаивает интересы своей страны — Соединенных Штатов Америки. Безусловно, Трамп действует в первую очередь в интересах США и политического класса Штатов. Не стоит забывать и о развивающемся внутриполитическом кризисе. Более того, Дональд Трамп об этом говорит, не стесняясь, в социальных сетях и после подписания этого законопроекта (закона о расширении санкций — прим. RuBaltic.Ru). Хотя он по-прежнему придерживается позиции налаживания отношений.
Другой вопрос, что Конгресс довольно консолидированно выступил за этот законопроект и Трамп вынужден был подписать его.
Нам от этого не легче, это в любом случае недружественные действия по отношению к России. Надо учитывать, что новые санкции затрагивают не только Россию, но и другие страны, в том числе ведущие европейские государства. Этот закон противоречит и многим международным соглашениям, принципам ВТО. Кстати, после подписания Трамп сказал, что закон противоречит и Конституции США. Значит, таковы реальные особенности американской политики. Для меня, например, ничего удивительного в этом нет, вполне ожидаемая вещь.
— Российско-американские отношения приравняли к отношениям США с Северной Кореей и Ираном. Нас действительно поставили в один ряд с такими государствами или это просто фигура речи?
— Конечно, это лукавство. Это известные приемчики, когда пытаются всех построить по линейке и сравнить с Северной Кореей. Для многих это смешно и вызывает улыбку, но напомню, что это не ново в американской политике. Об этом и Обама в свое время говорил, включая Россию в список глобальных угроз. Это такие риторические упражнения.
Сегодня российская тема и антироссийская риторика становятся внутриполитическим инструментом в Соединенных Штатах. Именно потому, что во время своей избирательной кампании и во время инаугурации Трамп говорил о том, что он намерен, вопреки предыдущей администрации Барака Обамы, найти конструктивные моменты для налаживания российско-американских отношений.
По этой причине российская тема сегодня используется оппонентами Трампа против него во внутриполитической борьбе.
Я напомню его знаменитую фразу во время инаугурации, когда, обращаясь ко всем присутствующим, он пообещал «осушить это вашингтонское болото», имея в виду истеблишмент и тех гостей, которые пришли на его инаугурацию. Странновато звучало. С другой стороны, не только в США, а где угодно в большой политике важно, чтобы слова не расходились с делом: обещал осушить — осушай. Но такая мелиорация у Трампа не очень получается. Соответственно, он поддался на глубокий внутриполитический кризис, который, на мой взгляд, еще не достиг своей действительной глубины и масштаба.
— Насколько существенным может оказаться медийный удар по Трампу? Скажется ли это на его рейтинге, на доверии к нему американских граждан?
— Вы уж извините за такую мою позицию, но мне глубоко наплевать на судьбу Трампа и то, как он выглядит в глазах своих избирателей. Это их проблемы, которые нас мало касаются. Я полагаю, что не стоит сильно отвлекаться на риторические упражнения между истеблишментом и 45‑м американским президентом.
Следует заниматься своими проблемами, своими делами, своими интересами, своими суверенными территориями, зонами влияниями и т. д.
Собственно, об этом одному из центральных телеканалов сказал российский президент. Да, определенные надежды были на то, что отношения между Россией и США будут меняться в лучшую сторону. Действительно, начался активный диалог на уровне лидеров государств в рамках «большой двадцатки», и мне представляется, что именно эта конструктивная встреча, которая длилась более двух часов и затрагивала самый широкий спектр актуальных вопросов мировой повестки, послужила катализатором для тех вашингтонских «ястребов», которые продвигали этот законопроект о санкциях. Что ж, они свой условный выбор сделали.
Также мне представляется, что США никак не выйдут из тех скандальных выборов, в результате которых Трамп стал президентом. В итоге истеблишмент и политический класс никак не определятся, в какую игру и за каким столом они играют, и, соответственно, «определяться» они могут бесконечно долго. Но это больше их проблема, чем наша. Когда они определятся и сформулируют, чего они хотят, тогда мы и будем рассматривать все эти вопросы, а сейчас это делать бессмысленно.
— Буквально на днях Трамп выступил, чуть ли не извиняясь за принятый закон, а Рекс Тиллерсон сказал, что решение принимал Конгресс США, а президент его только подписал. То есть Тиллерсон подчеркнул, что расширение санкций — желание не президента, а демократов в Конгрессе...
— Не только демократов. Из всех конгрессменов только двое выступили против и один воздержался. Это было консолидированное голосование всего истеблишмента: и демократов, и республиканцев.
Здесь нет разделения по партийной линии, но есть консолидированная позиция истеблишмента против 45‑го американского президента Дональда Трампа.
Трамп стал президентом во многом из-за несовершенства избирательной системы США, которое долгое время компенсировалось традициями и неписаными правилами. Традиции, неписаные правила постепенно девальвировались, и последние выборы показали, что уже не работают ни эти традиции, ни эти правила. Но не Трамп их разрушал, а скорее тот самый кандидат от демократов Хиллари Клинтон, разрушавшая партийные фильтры, которые позволяли или не позволяли разбалансировать избирательную систему. В результате Трамп — это такой протест избирателей. Ведь среди предыдущих президентов были представители большого бизнеса, достаточно вспомнить Форда.
Но я напомню, что по американской традиции, по неписаным правилам кандидаты от больших партий должны иметь опыт государственной службы: побыть на посту губернатора солидных, масштабных штатов или служить какое-то время сенатором либо конгрессменом, а желательно и первое, и второе, и третье. И уже после этого доходило дело до выдвижения бизнесмена в кандидаты на пост президента. С Трампом этот неписаный закон был нарушен, ведь тот не имел никакого политического опыта. То же самое можно сказать про его госсекретаря Тиллерсона. Тиллерсон блестящий человек, известный во всём мире, представляющий интересы транснациональной корпорации. Но он никогда не имел политического опыта. Так что истеблишмент США консолидированно отторгает их как чужеродные тела независимо от партийной принадлежности или других формальностей.
Я не думаю, что Трамп перед кем-то извиняется, тем более перед нами. Если уж и извиняется перед кем-то, то перед теми избирателями, которые проголосовали за него, а это половина Америки. Естественно, что многие вещи, которые он понадеялся решить быстро, будучи на посту президента США, оказались не такими простыми и быстрорешаемыми.
— И всё-таки чего больше в решении о расширении санкций: экономики или политики? Насколько пострадает Россия? Будет ли нам нанесен какой-то практический урон?
— Во-первых, я бы заметил, что подобные решения ударяют по всем. В подобных санкционных ударах нет выигравших, кроме тех, кто выигрывает время. Представляется, что декларируемые схемы, которые озвучивают американские сенаторы и те, кто затеял эту историю, не соответствуют реалиям.
На самом деле цели, которые они озвучивают на весь мир, не достигаются санкционной политикой. Истории неизвестны случаи, когда бы санкциями были достигнуты какие-то из озвученных целей.
Достаточно вспомнить историю с тем же Ираном, против которого уже почти тридцать лет действуют санкции.
Достигается другая цель (на мой взгляд, именно она главная): выиграть время. Если теряем время мы, значит, его выигрывает кто-то другой, в данном случае США. Я имею в виду время развития, время спокойной работы и т. д.
Во-вторых, лоббизм тех или иных транснациональных компаний, протекционизм для американских компаний, которые намерены занять энергетические рынки, вытеснив оттуда европейские компании и их российских партнеров. Конечно, сопротивляться этому будут и европейские, и другие страны. Американский подход противоречит и международному праву, и принципам ВТО. Как отметил Дональд Трамп, даже Конституции США это противоречит. Но тем не менее они таким путем идут. Мне кажется, что всё это в большей степени разрушает саму американскую политическую систему, нежели тех, по кому они хотят ударить.
Другой вопрос, что всё острее встает тема о том, что из-за поведения американского политического класса США больше не могут быть ни международным арбитром, регулятором, ни держателем международной резервной валюты — доллара и т. д.
Вот о чём сейчас всё чаще многие страны задумываются. Поэтому я думаю, что подобное поведение приведет к укреплению союзов государств без участия США. Даже если они не будут выступать против Соединенных Штатов, то будут нацелены на то, чтобы преодолеть некоторые трудности, которые создают Соединенные Штаты по всему миру. Такие союзы — ШОС, БРИКС...
Мне представляется, что европейские страны тоже постараются сопротивляться подобному беспардонному залезанию США в карман европейцев. Такими подходами американский истеблишмент делает хуже только сам себе.