Считаные дни остаются до начала чемпионата мира по футболу в России. Грандиозный спортивный праздник уже превратился в элемент большой политической игры: оппоненты Москвы обвиняли ее в незаконном получении права на проведение турнира и призывали бойкотировать мундиаль. Особенно сильно возмутились британцы после отравления Скрипалей, да и «воскрешение» Аркадия Бабченко для некоторых стало поводом снова воскликнуть: «Как можно там проводить чемпионат мира?!» Еще одна тема, о которой нередко поговаривают в контексте турнира, — война в Донбассе. Стоит ли ожидать, что ситуация на востоке Украины изменится во время или после завершения чемпионата мира по футболу?
С Киевом один на один
Ожидание наступления Вооруженных сил Украины (ВСУ) — это некий хронический недуг, от которого жители Донбасса страдают уже больше трех лет. О большой войне, которая должна разгореться со дня на день, регулярно рассказывают и бабушки на рынке, и представители местной власти, и российские эксперты. Во время каждого обострения на том или ином участке фронта все они твердят в унисон: «Ну, началось». Но всякий раз начало «бойни» почему-то откладывается. Совсем недавно этот сценарий повторился под Горловкой: наступление украинской армии захлебнулось на подступах к городу, линия фронта существенно не изменилась. С другой стороны, масштабы боев говорят о серьезности намерений военного командования ВСУ.
Аналитический портал RuBaltic.Ru писал о стремлении некоторых экспертов «приурочить» наступление украинской армии к двум важным для России событиям в 2018 году: выборам президента РФ и чемпионату мира по футболу.
Первое предположение оказалось неверным: переизбрание Владимира Путина не было омрачено не только дерзкими действиями украинской армии в Донбассе, но и сколь-нибудь серьезными провокациями. Между тем угроза «разморозки» конфликта в преддверии мундиаля сохраняется.
Если украинская сторона вынашивает планы коренного изменения ситуации, то более подходящий момент для этого подобрать трудно. Скованная проведением мирового первенства, Москва не сумеет оказать Донбассу должной поддержки.
Кроме того, на время чемпионата мира будет значительно усилен контроль за границей между народными республиками (ЛДНР) и Россией (слухи об этом распространяют украинские СМИ, но и наши источники подтверждают эту информацию).
Донецк и Луганск рискуют остаться против Украины один на один как на поле боя, так и в других сферах: гуманитарной, дипломатической, информационной. Соотношение сил будет явно не в их пользу, поэтому нельзя исключать, что Киев попытается воспользоваться уязвимостью врага и добыть наконец реальную, а не мнимую «перемогу». Желания «подвинуть» линию фронта у ВСУ хоть отбавляй, что и подтверждают их регулярные дерзкие вылазки.
За Родину, за Порошенко!
Цели военного командования ВСУ могут быть различны. Конечно, задачей-максимум стала бы зачистка всей территории, которую сегодня контролируют республики, — тогда второй президентский срок Петру Алексеевичу был бы гарантирован (хотя едва ли Москва будет спокойно наблюдать за этим даже во время мундиаля).
Но не исключен и вариант «маленькой победоносной войны» с целью «оттяпать» какой-нибудь значимый населенный пункт ЛДНР. На эту роль многострадальная Горловка подходит лучше остальных. Не потому ли ее недавно «прощупывали» украинские военные?
«За четыре минувших года “каденции” президента Порошенко фронт практически не сдвинулся с места, а АТО превратилась в бессмысленную, изнурительную и кровавую позиционную войну, — пишет “Свободная пресса”. — В предстоящей избирательной кампании за это ведь спросят другие претенденты, верно? Поэтому в Донбассе срочно нужен громкий боевой успех. Захватом отдельных поселков в так называемой серой зоне тут не отделаешься. Другое дело — крупный город. Если поднять над ним “жовто-блакитный прапор” да взобраться на установленную по случаю такой неслыханной виктории трибуну, то и заявления о собственных притязаниях на второй президентский срок будут выглядеть куда весомее».
Аккуратная тактика
Впрочем, можно найти и серьезные аргументы в пользу того, что на подобные авантюры Порошенко и компания не отважатся. Сегодня даже сторонники киевского режима прекращают пугать украинцев байками о том, что террористы вот-вот кинутся в атаку: очевидно, что обострение ситуации накануне или во время чемпионата мира по футболу Москве не нужно. В этом недавно признался бывший замначальника Генштаба ВСУ генерал-лейтенант Игорь Романенко.
В случае развязывания полномасштабных боевых действий Киев рискует окончательно испортить свою и без того подмоченную международную репутацию, да и любое продвижение вглубь территории ЛДНР будет означать грубое нарушение Минских договоренностей и плевок в лицо их западным гарантам.
Как показывает практика, украинские власти уже не особо пекутся о своем имидже, но способны ли они действовать настолько беззастенчиво?
Остается открытым и вопрос готовности Порошенко «идти на вы». Для действующего президента наступление украинской армии — это палка о двух концах: с одной стороны, это единственный стопроцентный способ поднять рейтинг, с другой — потенциальный конец его карьеры (очередного «котла» гаранту явно не простят). Поэтому предприимчивый Петр Алексеевич избрал более аккуратную тактику.
«Борьба с внутренней оппозицией, борьба с “пятой колонной” на наших глазах может превратиться в охоту на ведьм, — говорил директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник, комментируя дело Надежды Савченко. — Если в 2014 году главной стратегией на выборах был внешний фронт — Донбасс и Крым, то в 2019‑м будет внутренняя война. Об этом говорилось и раньше, но 26 марта президент об этом прямо сказал, выступая перед Национальной гвардией». Недавняя история с Аркадием Бабченко, «воскрешение» которого команда президента попыталась превратить в грандиозную победу, подтверждает слова украинского эксперта.
Нельзя упускать из виду еще один важный момент: находясь под внешним управлением, украинский политикум имеет право решать лишь вопросы оперативного характера — стратегические решения принимаются отнюдь не в Киеве.
И война в Донбассе, несомненно, слишком важна и глобальна, чтобы отдать ее на откуп номинальным хозяевам «Незалежной». Поэтому «добро» на начало наступления ВСУ должно последовать от западных покровителей Украины. Хотят ли они повторения ужасов 2014 года? За океаном, вероятно, не против, но Европе, географический центр которой находится на территории Украины, большая война явно ни к чему.
Эти заезженные тезисы приобретают новые смыслы после введения торговых пошлин со стороны Вашингтона. Заявляя о готовности вести с США торговые войны, которые обещают больно ударить по европейской экономике, Брюссель должен всеми силами противиться дестабилизации на «восточном фронте».
После мундиаля
По окончании чемпионата мира инициатива в Донбассе перейдет на сторону Кремля, и от него тоже можно ожидать «сюрпризов». В Сети уже активно обсуждают возможную отставку помощника президента РФ Владислава Суркова — человека, который считается куратором непризнанных республик и обладает значительным влиянием на происходящие в них процессы. Подобные перемены наверняка отразились бы на действиях местной власти в Донбассе, не исключено появление новых лиц, а значит, и новых задач.
Разумеется, самой глобальной целью было бы объединение ДНР и ЛНР в единое государство со столицей в Донецке. Жители непризнанных республик с воодушевлением ждали этого после отставки экс-главы Луганской народной республики Игоря Плотницкого, полагая, что именно сопротивление «луганских» было главной преградой на пути реальной интеграции. Но воз, как говорится, и ныне там.
Еще одно направление, которое может активизироваться после чемпионата мира по футболу, — это миротворцы ООН. По вопросу миротворцев Кремль уже пошел на уступки, соглашаясь на размещение «голубых касок» между воюющими сторонами, но в Киеве подобную инициативу по-прежнему рассматривают как способ «заморозить» конфликт и требуют введения международной миссии на всю территорию Донбасса.
И в вопросе миротворцев, и в вопросе выполнения Минских соглашений мяч сегодня находится на стороне Украины и ее покровителей, которые демонстративно отказываются продолжать игру.
Каждый новый виток насилия и неудачи в переговорах по Донбассу порождает в России разговоры о необходимости признать независимость ЛДНР. Москва от этого варианта демонстративно отнекивается — признание воюющих республик, судя по всему, может последовать только в ответ на беспрецедентно агрессивные действия ВСУ. Словом, здесь не стоит питать иллюзий.
В заключение
Проведение и окончание чемпионата мира по футболу можно рассматривать лишь как катализатор изменения ситуации. Для реальных перемен в Донбассе сегодня нужны не поводы, а наличие у конфликтующих сторон политической воли. К сожалению, ни Киев с Донецком, ни их покровители не демонстрируют стремления раз и навсегда решить донбасский вопрос. Поэтому мундиалю не стоит придавать большое политическое значение. Более значимым событием обещают быть президентские выборы, дыхание которых в Украине уже отчетливо ощущается и которые по крайней мере вселяют надежду на «перезагрузку» отношений между Киевом и Донецком.