На Западе признают, что антироссийские санкции не работают, и вбрасывают в информационное пространство слухи, что могли бы эти санкции отменить в обмен на уступки со стороны Москвы. Однако провал санкционной политики проявляется в том, что Москва эти слухи игнорирует и на разговор о санкциях не идет. Санкции перестали быть критически важным фактором для российской экономики, и Кремлю нет необходимости говорить о санкциях на международном уровне: Запад их вводил, пусть Запад и отменяет, и России тут торговаться не о чем.
По информации американского издания The Daily Beast, в марте этого года Белый дом выступал за снятие санкций против России в нефтяном секторе. Как сообщили изданию действующие и бывшие сотрудники Администрации Президента США, экономический анализ показывает, что санкции не оказали никакого существенного влияния на Россию.
В то же время помощник президента Трампа по национальной безопасности Герберт Макмастер доказывал, что сокращение объема производства нефтепродуктов в России может оказать негативное влияние на американскую экономику.
«Он (заместитель Макмастера по стратегическому планированию Кевин Харрингтон — прим. RuBaltic.Ru) проводил экономический анализ того, какой эффект имеют санкции против РФ. В соответствии с его оценкой, они не являются для России особенно болезненными. Его точка зрения была в следующем: если эти санкции вредят нашей экономике, при этом не оказывая существенного давления на Россию, то в чём их смысл?» — сообщил The Daily Beast источник в администрации Белого дома.
Если санкции безвредны для России и вредны для Америки, так не лучше ли их отменить, делают логичный вывод в команде Дональда Трампа. Однако внешнеполитический истеблишмент с логикой новой администрации не согласен: представители Госдепартамента выступают категорически против снятия ограничительных мер, считая, что это будет поощрением внешней политики России, за которое Кремль ничего не даст американцам взамен.
Слухи о готовности Дональда Трампа снять часть санкций против России циркулируют в Вашингтоне не первый месяц. Бывший сотрудник Госдепартамента Дэн Фрид, до февраля этого года курировавший вопросы санкционной политики, в интервью Yahoo News утверждал, что практически сразу после вступления в должность президент Трамп распорядился подготовить предложения по отмене антироссийских санкций.
Тогда Дэн Фрид обратился в Конгресс США с призывом незамедлительно принять законопроект, максимально усложняющий процедуру отмены санкций президентом США. Конгрессмены призыву вняли — законопроект был принят.
Самое примечательное в этой истории то, что Россию вся эта мышиная возня в Вашингтоне обходит стороной: слухи об отмене или продлении антироссийских санкций — часть внутриполитической борьбы в США, а Москва санкционную тему просто игнорирует так, словно не о ней речь идет.
И так российская дипломатия теперь ведет себя по санкциям всегда. Вопроса о санкциях больше нет в российской повестке международных переговоров. Санкционную тему в повестку упорно подкладывают «наши западные партнеры», которые их вводили, а не Россия.
Российская же сторона высказывается о санкциях только когда на итоговых пресс-конференциях об этом спрашивают журналисты (как правило, западные). «Санкции помогли России включить мозги вместо торговли нефтью и газом, подтолкнули к структурным изменениям экономики», — заявил президент России Владимир Путин, выступая на днях на Петербургском международном экономическом форуме.
До этого российский лидер говорил, что контрсанкции будут продолжаться до тех пор, пока Запад не снимет свои ограничительные меры: «Если они будут вечно продолжаться, мы будем вечно ограничивать доступ на наш рынок тех товаров, которые мы можем сами производить».
«Как новые санкции против России, которые обсуждали на “большой семерке”, помогут улучшению ситуации на Украине?» — спрашивал у Путина французский журналист во время встречи российского президента с президентом Франции Эммануэлем Макроном в Версале. «Никак не помогут, — ответил Путин. — Санкции никому не помогают».
Отмена санкций для России не является предметом политического торга. Многократно высказывавшаяся позиция российской стороны:
Запад ввел санкции — Запад пусть их и отменяет; а Россия даже говорить на эту тему не собирается.
Получается анекдотическая ситуация. Страна, против которой были предприняты враждебные действия, ведет себя так, словно санкции ее никак не затрагивают, а разговоры об их возможной отмене к ней никакого отношения не имеют. Страны же, которые хотели наказать Россию санкциями, теперь сами о них говорят, вбрасывая в информационное пространство неопределенные слухи и намеки: мол, мы бы сами хотели отменить санкции и готовы это сделать в обмен на уступки со стороны Кремля.
Вот только ответа на приглашение к политическому торгу не поступает. Санкции — не наша проблема. Сами ввели — сами и отменяйте.
При этом на Западе уже вовсю признают, что санкционное давление неэффективно и даже вредит их экономикам. В том числе американской. Но отменить их не позволяет гонор и страх потерять репутацию. Если сегодня мы отменим санкции против России, не добившись от Кремля никаких ответных уступок, то как завтра призывать другие страны присоединяться к санкциям против Ирана и Северной Кореи? Как выстраивать диалог с той же Россией, с которой обещали разговаривать с позиций силы, а сами пошли на попятную, не добившись изменений в ее поведении?
Получается бородатый анекдот про охотников. «Поймал медведя?» — «Поймал». — «Тащи его». — «Не могу, он тяжелый». — «Тогда сам вылезай». — «Не могу, медведь не пускает».
Запад стал заложником неадекватного представления о своей значимости в мировой политике, руководствуясь которым он все эти годы вводил санкции и пытался разговаривать с Россией с позиций силы.
Западные политики находятся в плену своей завышенной самооценки, поэтому не понимают, что те предложения, которые они вбрасывают для России как предмет политического торга, просто смешны. В конце прошлого года из Соединенных Штатов распустили слух, что президент Дональд Трамп вернет Путину место в G‑7 в обмен на отказ России от ядерного оружия. Но ведь это предложение смехотворно. И дело не в ядерном оружии.
Членство в «семерке» в принципе не может быть для России предметом торга, потому что G‑7 давно уже в глобальной политике ничего не решает. Подлинную значимость в глобальных делах приобретает сегодня G‑20 — формирующийся на наших глазах первый институт многополярного мира.
А «семерка» — это внутренний элитный клуб стран-лидеров Запада, который может вершить судьбы своего евроатлантического сообщества, но никак не судьбы всего мира. Предлагать вернуть Россию в «семерку» в обмен на отказ от ядерного оружия — верх неадекватности в восприятии себя и окружающей международной реальности.
Такая же ситуация с санкциями. Ограничительные меры вызвали кризис в российской экономике, оказались очень болезненны. Но не смертельны. Российская экономика не была разорвана в клочья, как говорил о ней Барак Обама, и научилась работать в условиях санкций.
Какую страну в истории международных отношений санкционные меры заставили изменить внешнеполитический курс? Разве что какую-нибудь «банановую республику», к которым Россия явно не относится. Против Ирана санкции были на порядок жестче и действовали несколько десятилетий, так Иран в условиях санкций провел модернизацию и из аграрной страны стал индустриальной державой — одной из крупнейших экономик мира по объему национального производства.
Против маленькой Беларуси санкции с перерывами действовали 20 лет. И раз за разом Евросоюз эти санкции отменял, отчаявшись дождаться политических уступок от Минска.
Что уж говорить о России — самой большой стране мира, которая под санкциями может жить и развиваться вечно?
Поэтому новости о том, что Совет ЕС в очередной раз продлил на полгода санкции против России, больше не являются в России новостями. Их не обсуждают, не комментируют, они не попадают в топы новостных лент поисковых систем и информационных агентств.
Когда какой-нибудь глава МИД какой-нибудь Литвы призывает к ужесточению санкций против России, это новость не для России, а для Литвы. Когда тот же глава МИД с горечью заявляет, что санкции не дают ожидаемого результата, а потом с гордостью говорит, что три страны Балтии понесли самый большой ущерб от санкций, но их не видно среди колеблющихся, призывающих эти санкции отменить, это всего лишь повод покрутить пальцем у виска для тех немногих в России, кто следит за тем, что там говорят в Литве.
Так что можете «жрать кактус» до бесконечности. России ваша мышиная возня с продлением санкций, расширением санкций, ужесточением санкций, смягчением санкций, приостановкой санкций, отменой санкций и т. д. и т. п. — до лампочки.
Это вы носитесь с санкциями как с писаной торбой. Россия о ваших санкциях просто забыла.