Эпидемия коронавируса может привести к распаду ЕС, заявили экс-министры иностранных дел Германии Йошка Фишер и Зигмар Габриэль. С тем же посланием к миру обратились итальянские политики: если Германия и другие союзники Рима не объединятся в борьбе со смертельной болезнью, то на союзном проекте можно поставить крест. Видные европейские деятели начинают всерьез рассматривать самый мрачный сценарий. Впрочем, еще более печальными кажутся перспективы дальнейшего сожительства под брюссельской крышей. Разрубить узел накопленных противоречий в «поствирусной» Европе будет проще, чем его развязать.
«Европе сегодня необходимы две вещи: совместная помощь для преодоления кризиса и общая программа восстановления после него. Если мы сейчас бросим Италию и Испанию на произвол судьбы, то они никогда не простят этого Европе и главным образом Германии. А ведь именно так мы сейчас и поступаем», — пишут немецкие дипломаты в статье для Tagesspiegel.
Их заявления идут вразрез с «генеральной линией партии». МИД ФРГ под руководством Хайко Мааса рапортует, что Берлин привержен духу европейской солидарности, поэтому уже две недели принимает на лечение иностранных пациентов с COVID-19. На сегодняшний день они занимают в немецких больницах — страшно представить! — 198 коек. Причем принимать новых пациентов из Италии больше не планируется, поскольку там наметился легкий спад эпидемии.
На саммите лидеров ЕС, который состоялся 26 марта в формате видеоконференции, ни о чем договориться не получилось. Параметры программы по преодолению экономических последствий коронавируса не определены. И это тоже можно справедливо назвать поражением Германии — ведущей державы на континенте, которая в кризисных ситуациях, хочет она того или нет, должна брать на себя ответственность за весь Евросоюз.
Йошка Фишер и Зигмар Габриэль, в отличие от Хайко Мааса, уже не обременены должностью главы немецкого МИД. Поэтому могут позволить себе говорить правду: Берлин со своей ролью не справляется.
«Коронавирус потенциально может стать ускорителем двух противоположных процессов: либо настолько углубит и без того существующие в Европе трещины, что Союз может распасться, либо Евросоюзу и его странам — членам удастся объединиться в борьбе с вирусом и его последствиями. Какой путь выберет Европа, сильно зависит от нас, немцев. Много времени у нас нет!», — предупреждают отставные дипломаты.
Примечательно, что о евроатлантическом единстве они даже не вспоминают. Говорить о нем в контексте недавних событий было бы просто дурным тоном.
Та же Der Tagesspiegel, которая опубликовала статью Фишера и Габриэля, на днях рассказала о том, как американцы перехватили у Германии большую партию защитных масок. Берлинский министр внутренних дел Андреас Гайзель подтвердил эту информацию: «Мы рассматриваем это как акт современного пиратства. Так с партнерами по трансатлантическому альянсу не поступают».
Те же самые обвинения звучат от Жана Роттнера, главы французского региона Гранд-Эст, наиболее сильно пострадавшего от коронавируса.
По его словам, американцы перекупают заказанные Францией маски прямо на взлетной полосе: «Вытаскивают наличные и платят втрое или вчетверо больше нашей цены заказа».
Факт перекупки и переправки в США защитных масок проверяют власти Канады. За последний месяц подобных историй накопилось немало — чего только стоит попытка Трампа перекупить немецких медиков, которые работают над вакциной от коронавируса. Но даже на волне публичных скандалов хозяин Белого дома не устает демонстрировать свое пренебрежительное отношение к европейским союзникам.
В общем, словосочетание «коллективный Запад» на глазах становится анахронизмом — опытные немецкие дипломаты призывают сохранить хотя бы коллективную Европу.
Их алармизм разделяют и другие видные политики. После провальных переговоров 26 марта о риске распада Шенгенской зоны заговорил президент Франции Эммануэль Макрон. Группа влиятельных итальянских политиков, включая членов парламента и мэров городов, выкупила полосу в немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung и через нее обратилась к официальному Берлину с призывом не сопротивляться «организации общеевропейского финансирования программы по борьбе с коронавирусом и восстановлению экономик стран, пострадавших от коронавируса».
«Сегодня у Евросоюза нет средств реагировать на кризис единым фронтом. Если Евросоюз не докажет, что единый фронт существует, он сам перестанет существовать», — предупреждают авторы публикации.
Сам факт того, что со своими немецкими коллегами итальянские политики общаются через прессу, многое говорит о состоянии европейской солидарности…
Еще дальше пошел вице-президент Палаты депутатов Италии Фабио Рампелли, который демонстративно снял в своем кабинете флаг ЕС со словами: «Если вы планируете воспользоваться чрезвычайной ситуацией, чтобы поставить такие страны, как Италия или другие государства с более хрупкой экономикой, на колени, то у Европы не будет будущего».
«Сценарий распада Евросоюза действительно вероятен. В результате пандемии может появиться альянс протекционистов и сторонников строительства стен, чтобы отказаться от разного рода взаимосвязей и вернуться к узко понимаемой национальной идентичности. Европейский пессимизм явно существует, и пандемия дает ему топливо», — утверждает директор представительства Еврокомиссии в Польше Марек Правда.
Разговоры о трудностях, с которыми столкнулся ЕС, сменяются разговорами о развале союза. Впрочем, готовы ли те же итальянские политики решительно встать на путь обретения независимости от союзного центра?
Опыт предыдущих разборок Рима и Брюсселя показывает, что угрозы Италексита — это не более чем элемент торга.
Лидер «Лиги Севера» Маттео Сальвини может быть тысячу раз прав, когда говорит, что Италия не забудет предательства Евросоюза. Но «подавать на развод» в условиях экономической бури, которая будет страшнее событий 2008–2009 годов, было бы просто безумием.
В конечном итоге может сложиться парадоксальная на первый взгляд ситуация, при которой главные евроскептики на деле будут главными сторонниками сохранения союзного проекта. Иного «спасательного круга» у них нет.
Нет, Йошка Фишер и Зигмар Габриэль явно торопятся хоронить ЕС. «Коронакризис» подпитывает европейский пессимизм, но он же станет гарантией того, что никто не станет громко хлопать дверью.
Наиболее вероятный сценарий — это ад вынужденной жизни вместе из-за невозможности развестись.
Бесконечные ссоры, паралич всех общих проектов, неспособность согласовать бюджет ЕС, отказ отдельных стран платить в него взносы, голодные евробюрократы, которые будут сидеть без зарплаты… Все это — на фоне обострения отношений с США. Да и турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган своей выгоды не упустит. Кто, как не он, умеет пользоваться слабостью своих европейских соседей?
Распад ЕС — отнюдь не самое страшное, что может ждать Европу.
Возможно, поэтому Фишер, Габриэль, Макрон и другие политики начинают морально готовиться (и готовить своих соотечественников) к ужасному концу.