Прибалтийские политики пугают своих подданных «российской агрессией», жители стран Балтии — не верят. Латвийцы, эстонцы и литовцы боятся не Путина, не войны, а нищеты. Социологические замеры свидетельствуют: больше всего население региона тревожат внутренние социально-экономические проблемы. Оккупировать их Россия не собирается, понимают прибалты — понимают и не волнуются. А вот туземные политики продолжают бояться. Делают это показушно, порою пошло, но пока еще убедительно — союзники по НАТО терпят.
Результаты новейшего замера «Евробарометра» показывают: самым серьезным вызовом для своих стран жители Прибалтийских республик считают не мифическую «путинскую агрессию», а ситуацию в экономике. Так, 51% литовцев в качестве главной проблемы называет рост цен и удорожание жизни, следом идут безработица (26%) и низкие пенсии (21%). Соседи-латвийцы в первую очередь упоминают ситуацию в сфере здравоохранения (42%), далее — вопросы занятости (30%) и налогообложения (26%). Обитатели Эстонии также сетуют на национальную медицину (41%) и в целом говорят о неудовлетворительной экономической ситуации (33%).
В будущее прибалты смотрят со скепсисом. «Самое плохое еще впереди», — отвечает большинство опрошенных на вопрос о состоянии европейской экономики. Мрачнее всего настроены жители Латвии: дальше — хуже, убеждены 62% респондентов. С момента предыдущего опроса весной 2016 года число латвийских «пессимистов» выросло на 9%.
Жителей стран Балтии волнуют исключительно социально-экономические проблемы. Но где же, спрашивается, Путин, где российская угроза, псковские десантники, «Нарвская» и «Латгальская» народные республики? Или зря прибалтийские вожди ежедневно говорят своим подданным об опасности, исходящей с востока?
Национальные и международные социологические замеры раз от раза показывают: латвийцы, эстонцы, литовцы не боятся России. Их стращают политики, пугают западные эксперты и натовские генералы, а они всё равно не боятся. Не боятся, потому что не верят.
За три постмайданных года, окрашенных кризисом региональной безопасности, все те, кто усиленно вдалбливает в массовое сознание байку о «российской угрозе» для Прибалтийских республик, так и не ответили на простой вопрос: зачем это России?
«Профессиональные боящиеся» кивают на Крым. Вот она, «путинская аннексия», и нас ждет такое. Спекулятивная выдумка, небрежно прикрывающая мелкие политинтересы.
Вот лишь пара причин усомниться в разумности крымской параллели для Прибалтийских республик.
Русские в Прибалтике — меньшинство. В свою очередь, у большинства жителей Крыма русский язык — родной, они являются носителями русской культуры, самоопределяются как русские и все 23 года пребывания полуострова в составе Украины тяготели к России. Смена власти в Киеве обернулась экзистенциальной угрозой для этих людей. В своей риторике украинские националы стали соревноваться в лучшем рецепте решения вопроса крымских русских. Изгнать их или уничтожить, спорили радикалы. Ничего удивительного, что в условиях подобной опасности жители полуострова обратились к России, к русскому ядру.
Специфический сюжет, абсолютно нерелевантный прибалтийской действительности.
Для самих россиян страны Балтии не представляют такой символической ценности, как Украина и Крымский полуостров. Геополитические риски в регионе тоже вполне умеренные: если украинцы не раз грозились изгнать российскую военную базу из Севастополя, то угрожать Москве блокадой Калининграда не решались даже самые буйные прибалтийские головы.
В общем, сравнение неуместно, Прибалтика — не Крым.
Михаил Задорнов
«Европа сама себя пугает Россией! Причем пугают тем, что Россия в первую очередь завоюет страны Балтии. Какими же надо быть тупыми, чтобы в это верить?! Ведь любой здравомыслящий человек задаст себе вопрос: а на хрена России нужны эти бессмысленные на сегодняшний день страны? — крайне эмоционально, но справедливо вопрошает уроженец Латвии писатель-сатирик Михаил Задорнов в своей авторской статье. — Россия и себя-то еле-еле сейчас может прокормить, зачем же ей еще эти три “гантели” нужны?
Страны Балтии ничего не производят, кроме гнойной агрессии по отношению к России. За это и получают евроденьги. Всё остальное, даже то, что работало в советское время, погибло.
Крым может сам себя обеспечивать, а эти страны — уже нет. Если, как внушает всем Европа, Россия нападет на страны Балтии, нам придется снова, как в советское время, заниматься образованием молодежи, строить сельские школы — ведь большинство из этих школ были закрыты, после того как эти страны присоединились к Евросоюзу: не должны быть яйца умнее курицы! Снова платить дотации театрам? Вливать деньги в киностудии? Не потянуть такой груз России — пусть его тянет Евросоюз», — с высоким, но праведным пафосом гневается сатирик.
Вопрос Задорнова всё тот же — «зачем». Ни россиянам, ни российскому руководству, ни проживающим в Латвии, Эстонии и Литве русскоязычным никакая аннексия Прибалтики даром не нужна. И лишь балтийские вожди, клянча помощь у НАТО, утверждают обратное.
Местное население смерилось с такой «игрой»: не протестуют, но и угрозы в России не видят, кивая на более опасное национальное здравоохранение и экономические проблемы; вставать под ружье не собираются. По результатам свежего опроса Центра социологических исследований SKDS, лишь 55% респондентов считают, что Латвия стоит того, чтобы в случае военного вторжения защищать ее всеми возможными средствами.
Только 8% респондентов в случае российской агрессии вступили бы в Земессардзе (латвийское гражданское ополчение — прим. RuBaltic.Ru); 7% оказали бы вооруженное сопротивление, никуда не вступая; 31% жителей покинул бы страну. Скорректируем эти цифры на фактор «социально приемлемого ответа» (далеко не каждый готов сознаться в потенциальном дезертирстве) — получается не очень-то много штыков.
Латвии следует опасаться того, что граждане республики не захотят защищать свое государство в случае войны, сокрушается министр обороны Раймонд Бергманис. Ничего удивительного: воевать политики предлагают с Россией, но ни в какую «российскую агрессию» против Прибалтики местное население на самом деле не верит.