Латвийский Сейм получил юридические основания распустить Рижскую думу и провести досрочные выборы в Риге, которые должны вернуть столицу Латвии националистам. Накануне этого спецслужбы Латвии и Эстонии провели обыски у владельцев Первого Балтийского канала, который поддерживал бывшего мэра Риги Нила Ушакова и партию «Согласие». Власти Латвии отбирают последние политические ресурсы у команды «русского мэра», добивая русскоязычных политиков, которые думали, что с правящими националистами можно договориться по-хорошему и найти компромисс.
Последний год с лишним все желающие могут наблюдать величественную по латвийским масштабам и исполненную драматизма античной трагедии картину низвержения в бездну титана Нила Ушакова. Русский политический вундеркинд, в 32 года возглавивший столицу глубоко националистической Латвии, после 10 лет международной славы, известности и популярности шаг за шагом теряет всё.
В прошлом году «русский мэр» потерял свой пост, по сути сбежав из Риги в Брюссель от уголовных дел о коррупции в Рижской думе. После этого латвийские власти последовательно и методично лишают Ушакова и его партию «Согласие» составляющих политического успеха, которые обеспечили ей 10-летнее руководство столицей Латвии.
Под занавес прошлого года у союзников экс-мера «отжали» их главный финансовый ресурс — Рижский свободный порт, который перевели под прямой контроль государства. Причем соответствующее решение было принято безо всякого повода. Рижский порт национализировали просто за компанию с Вентспилсским, который через переход к государству выводили из-под санкций США.
Параллельно с этим латвийское руководство планомерно работает над тем, чтобы досрочно отнять у партии Ушакова Ригу.
Большинство мест в Рижской думе «Согласию» обеспечивала коалиция с партией «Честь служить Риге» (ЧСР). После коррупционного скандала с муниципальным предприятием Rigas Satiksme, отъезда Ушакова и лидера ЧСР Андриса Америкса в Европарламент между союзниками случился раскол.
Новый мэр Риги Олег Буров (ЧСР), по всем признакам, сговорился с оппозиционными в Рижской думе и правящими в Латвии «латышскими партиями» о досрочных выборах в столице. Потому что «Честь служить Риге» и оппозиция трижды не явились на заседание.
По закону о самоуправлениях Латвии, если муниципальный представительный орган трижды не смог обеспечить кворум, парламент страны имеет право его распустить. И в Сейме Латвии радостно подтвердили, что воспользуются этим правом и в ближайшие дни рассмотрят законопроект о роспуске Рижской думы.
Нил Ушаков, пребывая в относительно безопасном статусе депутата Европарламента, откровенно истерит по этому поводу. «Лицо предательства. <…> Мэр, который предал думу и город — такого Рига не видела еще ни разу за свои более чем 800 лет!», — в ярости пишет из брюссельского далека бывший «русский мэр» о своем сменщике.
Причины бессильного бешенства Ушакова понятны. Шансы «Согласия» сохранить власть в Риге после досрочных выборов стремятся к нулю. На последних выборах 2017 года большинство коалиции «Согласия» и ЧСР было достигнуто минимальным перевесом, а теперь и «лицо предательства», и популярность «Согласия» падает, и Ушаков больше не мэр, и Рижский порт под контролем правительства, и уголовные дела о коррупции в Рижской думе…
Команда Ушакова с большой вероятностью так и так потеряла бы столицу на плановых выборах 2021 года, но правящие националисты хотят «вернуть Ригу Латвии» как можно быстрее.
Еще они хотят окончательно уничтожить Ушакова как политический феномен и его партию как политическую силу, выбив из-под «Согласия» все его стратегические активы.
В разгар спецоперации по принуждению к досрочным выборам в Риге спецслужбы Латвии и Эстонии провели обыски у владельцев Первого Балтийского канала (ПБК) — главного медиа-ресурса «Согласия», на котором некогда работал телеведущим юный Нил Ушаков, именно в качестве «звезды» ПБК взлетевший на позицию мэра Риги.
Первый Балтийский канал — ретранслятор программ российского Первого канала, однако у него есть местная служба новостей. Именно латвийское общественно-политическое вещание ПБК регулярно давало слово политикам от «Согласия». Нынешний прессинг «Балтийского медиа-альянса» — собственника телеканала — власти объясняют нарушением санкций Евросоюза против России, но уж очень точно преследование Первого Балтийского канала блюдет тенденции гонения людей Ушакова со всех сторон.
Глядя сейчас на эту травлю, не устаешь поражаться, с каких вершин и на какую глубину происходит падение «русского мэра».
Ведь каких-то два года назад всерьез обсуждался вариант перехода Ушакова в Еврокомиссию и получения им одного из руководящих постов в ЕС. Ригу при этом должна была сохранить за собой жена Ушакова, которую он, по ходившим тогда слухам, собирался оставить мэром вместо себя.
«Латышские партии» не смогли бы дальше противостоять политическому могуществу Ушакова и взяли бы наконец его «русскую партию» в коалицию. В конечном счете Нилу Валерьевичу покорились бы разом Рига, Латвия и Евросоюз.
Такие были наполеоновские планы, а что в итоге? Сейчас наблюдатели гадают, чем обернется для бывшего «русского мэра» непрестанное скольжение вниз по наклонной плоскости. Посадят его в конце этого долгого пути или не посадят?
Падение Нила Ушакова — это не просто частная история краха одного амбициозного талантливого политика. И даже не история поражения крупнейшей политической партии Латвии.
Это провал стратегии полюбовного соглашения с националистами, попыток с ними заигрывать, играть в поддавки, идти навстречу и добиваться дружбы с чужими, отрекаясь ради этого от ценностей и интересов своих.
Чего только не делал в последние годы Нил Ушаков, чтобы понравиться правящей в Латвии этнократии! Встречал танки НАТО в Рижском порту. Говорил про «советскую оккупацию». Поддерживал территориальную целостность Украины. Отказывался от борьбы за сохранение русских школ. Называл тех, кто ведет такую борьбу, радикалами и националистами.
И чего он этим добился? Привел в замешательство и демобилизовал сторонников, оттолкнул от себя Россию и настолько ослабил свои позиции, что правящая латышская этнократия решила: пора!
В лице Ушакова была разгромлена стратегия интеграции русских Прибалтики в местное общество на условиях националистов: с признанием «оккупации», с покаянием за себя, за предков и за 9 Мая, с забвением русского языка и отмежеванием от России.