В Польше прошел второй тур местных выборов, которым в стране придавали историческое значение. Последний бастион польской оппозиции — большие города — остался непокоренным: правящая партия Ярослава Качиньского «Право и справедливость» проиграла битву за крупные самоуправления. Политический тренд развития Польши становится менее определенным: парламентские и президентские выборы 2019–2020 годов пройдут с максимальным ожесточением.
За последние три года партия «Право и справедливость» подчинила себе президентуру, парламент, правительство, Конституционный суд и государственные средства массовой информации.
Президентом Польши в мае 2015 года был избран кандидат «ПиС» Анджей Дуда, а в октябре того же года партия Ярослава Качиньского победила на парламентских выборах и получила 235 мест в Сейме из 460 — абсолютное большинство, дающее право без коалиции сформировать правительство.
Впервые с 1989 года возникла ситуация, когда одна политическая сила контролирует обе палаты парламента, правительство и президентуру.
Развивая свой успех, в «ПиС» решили взять под свой контроль также Конституционный суд и государственное телевидение. В Польше и Брюсселе громко заговорили о «путинизации»: дескать, партия Качиньского сворачивает демократию и ведет дело к диктатуре одной партии, захватившей в стране все властные позиции.
Однако даже угрозы санкций Евросоюза и лишения Польши права голоса в Совете ЕС не привели к падению популярности «ПиС» в народе. По всем опросам выходило, что на следующих парламентских выборах правящая партия повторит свой успех и снова получит абсолютное большинство мест в Сейме.
Многотысячные акции протеста против реформы Конституционного трибунала, которая подчиняла главный судебный орган людям Качиньского, критика Польши администрацией Барака Обамы и Демократической партией США — ничто не могло «сбить» рейтинг «Права и справедливости».
Поэтому нынешние местные выборы воспринимались в Польше как исторические. Они были не просто прелюдией к парламентским выборам 2019 и президентским выборам 2020 года.
Вопрос был в том, сумеет ли польский либерализм отстоять свой последний бастион — крупные города Польши, контроль над которыми дает оппозиции шанс на реванш.
Местное самоуправление в Польше последовательно усиливалось все годы существования Третьей Речи Посполитой. В рамках курса на децентрализацию при подготовке к вступлению в ЕС на местный уровень были переданы многие полномочия, самоуправления сформировали собственные бюджеты, для наполнения которых получили право на сбор ряда налогов. Кроме того, дотации из фондов ЕС по ряду программ идут напрямую в муниципалитеты.
В результате польские самоуправления имеют полноценную финансовую независимость от центральной и региональной властей. В случае больших городов — Варшавы, Кракова, Гданьска и прочих — контроль над самоуправлением означает мощный политический ресурс.
Поэтому местные выборы в Польше проходят с не меньшим ожесточением, чем общенациональные. Предельно ожесточенными они были в этот раз.
При том, что именно в больших городах сконцентрированы сторонники либералов и левых, триумфальное шествие «ПиС» по всем уровням польской политики заставляло всерьез опасаться, что оппозиция потеряет последнее, что у нее осталось. В Варшаве, например, по опросам месячной давности кандидаты от власти и оппозиции шли практически «ноздря в ноздрю».
По итогам двух туров муниципальных выборов в Польше противники польского консерватизма могут вздохнуть с облегчением.
Партия «Право и справедливость» ощутимо сдала свои позиции и проиграла битву за все крупные города.
Оппозиция с одного тура выиграла Варшаву, Вроцлав и Познань 21 октября. 4 ноября во втором туре представители оппозиционных партий и независимые кандидаты победили «ПиС» в Кракове, Гданьске и Лодзи.
Президентом Варшавы избран один из лидеров «Гражданской платформы» Рафал Тшасковский. Вопреки социологам он победил уже в первом туре, набрав 54% голосов.
Президентом Гданьска останется Павел Адамович. Он будет главой гданьской администрации шестой срок подряд, и это большой репутационный удар по «Праву и справедливости», предпринимавшим большие усилия, чтобы выбить либерала Адамовича с родины «Солидарности». Президентом Кракова останется занимающий этот пост с 2002 года Яцек Майхровский, тоже тяготеющий к либералам.
Что касается «ПиС», то формально их выступление может считаться победой. Партия Качиньского победила в девяти воеводствах из шестнадцати, и в целом по стране за «ПиС» проголосовало больше, чем за любую другую партию — 32% поляков.
Однако победу правящей партии невозможно назвать триумфальной. «ПиС» победили в тех восточных самоуправлениях, где у них традиционно было большинство. Заповедники праволиберальных и левых взглядов — крупные города — польским национал-консерваторам так и не покорились.
В целом по стране за «Право и справедливость» проголосовало на пять процентов меньше избирателей, чем в 2015 году на выборах в Сейм. Если бы выборы были парламентскими, соратники Качиньского не получили бы абсолютного большинства в Сейме, а могут ли они сформировать коалицию — вопрос открытый.
Таким же остается и вопрос о причинах «проседания» популярности правящей партии. В зависимости от политических предпочтений отвечающего предположения могут быть самыми разными. Критики слева напомнят консерваторам о попытке запретить аборты, критики справа — о провале этой попытки.
Либералы укажут на молодых поляков, которые не хотят из-за Качиньского стать партиями в Евросоюзе. Националисты — на измену «ПиС» собственным принципам: пересмотр «закона о Холокосте» и другие унижения Польши, на которые пошел президент Анджей Дуда, чтобы добиться благосклонности Дональда Трампа; безуспешные и половинчатые меры борьбы с героизацией на Украине бандеровцев — организаторов геноцида поляков.
Пока очевиден только один итог местных выборов в Польше.
Непрерывный поступательный рост влияния «Права и справедливости» остановился, зафиксировано снижение популярности правящей партии, и потому парламентские выборы 2019 года и выборы президента в 2020 году в Польше будут максимально ожесточенными.
Борьба будет вестись за каждый голос. Начнут возрождаться к политической жизни и создаваться новые партии, блоки и избирательные объединения — потенциальные партнеры по коалиции для «ПиС» или «Гражданской платформы». Заиграют красками все цвета политического спектра, от крайне левого до крайне правого: в Польше традиционно востребованы «третьи силы», альтернативные двум системообразующим партиям.
Другая традиция польской политической жизни — выливание потоков грязи и компромата на оппонентов. При неочевидности перспектив правящей команды удержать власть едва ли обойдется без этого и на будущих выборах. Количество «агентов Кремля» во всех польских партиях по мере приближения дня голосования будет расти ударными темпами.