Проблема беженцев продолжает раскалывать правящую коалицию Латвии. Хотя Союз «зеленых» и крестьян принял решение поддержать «Единство» по этому вопросу, Национальное объединение остается «оппозицией внутри правительства» и отказывается принимать людей, бегущих от войны на Ближнем Востоке. Насколько далеко могут пойти ВЛ-ОС/ДННЛ в своем стремлении защитить латышскую Латвию? Помогут ли им эти шаги поднять рейтинги? Готова ли замена Нацблоку в коалиции при нынешнем политическом раскладе в Сейме страны? Эти вопросы портал RuBaltic.Ru обсудил с политологом, профессором Латвийского университета Иварсом ИЯБСОМ:
- Профессор Иябс, подавляющее большинство министров от партии «Союз зелёных и крестьян» поддержали принятие Латвией беженцев, хотя поначалу эта политическая сила была настроена против. С чем связана такая перемена взглядов?
- «Союзу зелёных и крестьян» вообще не свойственны чёткие и жёсткие позиции по любому вопросу. Я думаю, что в первую очередь они, как и националы, следуют за общественным мнением, поэтому поначалу выступали против беженцев. Но в партии есть также и прагматичные люди, понимающие, что одно дело — рисоваться для общественного мнения, а другое — отвечать за дальнейшее развитие страны. В этом смысле я думаю, что те, кто поддержал это решение, поняли, что вряд ли будет очень выгодно им самим, если по отношению к Латвии последуют какие-то санкции за её отказ принимать беженцев. Мы знаем, что это зашло уже довольно далеко, и в европейских кулуарах говорилось, что тем, кто даже на такую символическую поддержку не готов пойти, придётся считаться, ну, скажем так, с «некоторыми изменениями» в отношении к ним со стороны Брюсселя. Здесь интересен случай Румынии, проявившей свою позицию: насколько я понимаю, Шенген ей не светит.
- Вы упоминали Национальное объединение, но ведь их министры были категорически против принятия беженцев и не поддержали решение правительства?
- Да, у них была самая выгодная ситуация.
Когда ты уверен, что голосование в целом будет «за», ты имеешь абсолютно чудесную возможность показать свою особую позицию по вопросу, понимая, что никаких серьёзных последствий не будет.
Так делается довольно часто и много, где.
Однако если сравнивать выступления Национального объединения и СЗК, то там всё же несколько другой случай. Национальное объединение всё-таки имеет свои определённые и конкретные позиции по этому вопросу. Поэтому добиться того, чтобы они проголосовали «за» было бы очень трудно. Тем не менее, они добились того, чего хотели — показали себя, как главные защитники латышской нации от потока беженцев.
- Национальное объединение чётко обозначило свою позицию, сейчас они являются как бы «внутренней оппозицией» в правительстве. Как вы думаете, будет ли Нацблок стремиться развалить коалицию, особенно сейчас, когда необходимо принимать бюджет на будущий год?
- На данный момент ничто не свидетельствует о том, что такое возможно. В сеймовской политике от Национального объединения, кроме молодых радикалов, участвуют и довольно опытные люди, такие как Гайдис Берзиньш, Эйнарс Цилинскис и так далее. Они понимают, что можно, конечно, идти напролом и как-то пытаться по этому вопросу валить правительство, но что будет потом? Какая будет новая коалиция — опять такая же? В данной ситуации я не думаю, что кто-то из них был бы очень рад, если бы это правительство было свергнуто. На мой взгляд, даже общество в большинстве своём этого не хочет. Конечно, общество не любит правительство, но это не значит, что оно хотело бы его поменять на что-то другое. Также в нынешней ситуации я не вижу новых кандидатов на пост премьера, которые смогли бы собрать вокруг себя большинство.
Даже если мы гипотетически предположим, что Национальное объединение уйдёт из правительства, то оставшиеся Единство и СЗК начнут искать, кого бы взять третьим.
Понятно, что Региональное объединение или партия Ингуны Судрабы не очень-то и годятся в партнёры. По вопросу беженцев позиция этих партий не намного отличается от Национального объединения, так что в этом смысле националы для СЗК и Единства более предсказуемые, так как известно, что это за люди. А если посмотреть на партию Судрабы, то тут довольно страшно становится. Я думаю, что на данный момент никаких альтернатив не видится. Националы будут ругаться, говорить, что правительство продалось европейским космополитам, либерастам, бюрократам, американцам и так далее, но в конце концов они будут продолжать в нём работать.
Поэтому, что касается бюджета, то думаю, он всё же будет принят. На мой взгляд, там нет таких рисков, чтобы этот бюджет провалился на голосовании и правительство бы пало. Такого не будет. Будут дальнейшие дискуссии в Сейме, начиная от тех же зарплат депутатов и введения налога на солидарность, но в итоге бюджет однозначно примут.
- На ваш взгляд, Национальное объединение своей позицией по беженцам только играет на публику, повышая популярность?
- В первую очередь, да, это, конечно, популярность. Но, на мой взгляд, эта молодая часть Национального объединения — типа Яниса Домбравы, Яниса Иесалниекса — следует не только общественному мнению. Хотя, если мы посмотрим на рейтинги, то видно, что какого-то большого рывка у них нет. По последним данным SKDS, их рейтинг находится примерно в тех же самых 10%, которые у них были и пару месяцев тому назад.
Да, в Национальном объединении действительно есть люди, имеющие определённое представление по вопросу беженцев. Думаю, что они с очень большой любовью смотрят в сторону Венгрии, которая демонстрирует свою позицию. И националы у нас тоже пытаются толкать Латвию в этом направлении. Так что это не только рейтинги. Вот для СЗК — да, вся политика это, по большому счёту, рейтинги, тогда как у националов это не совсем так.
- Возможно ли, что при определённом сценарии Национальное объединение опять разделится на «Всё Латвии!» и ТБ/ДННЛ?
- На данный момент главное, что там играет роль, это представления о политическом будущем. Как мы помним, «Всё Латвии!» до 2010 года участвовала во многих выборах, но не получала более 1,5–2% голосов. На мой взгляд, это было связано не только с тем, что у них не было денег, но и с тем, что они для обычного, умеренного латышского националиста всё-таки уж слишком радикальны. Когда они разбавлены людьми вроде Илмара Латковскиса, Гайдиса Берзиньша или Янины Курсите, то эта партия охватывает всё же больше жёсткого право-национального электората.
Конечно, можно учитывать опыт той же самой Венгрии, когда такие правые радикалы, как, например, Йоббик, действительно добиваются мест в парламенте. Но Венгрия — это всё же другая история, потому что если в Латвии кто-то станет походить на Йоббик, думаю, большинство латышского населения их автоматически зачислит в пророссийские агенты, пытающихся дестабилизировать ситуацию и провоцировать межнациональные конфликты.
Сейчас Национальное объединение действует, образно выражаясь, по принципу «если что, то они "крыса", но когда их загоняют в угол, то они становятся "хомячком"».
Конечно, если будет большой конфликт по поводу этих беженцев или если начнутся какие-то столкновения между беженцами и коренным населением, если беженцы будут составлять здесь реальную проблему, то что-то такое может произойти. Однако сейчас, думаю, это музыка будущего.
- Известно, что большинство латвийцев не приветствует появление здесь беженцев, но они у нас будут — это вопрос решённый. Может ли быть так, что в будущем, когда беженцы в Латвии появятся, Национальному объединению будет выгодно на этой волне выйти из правительства для поднятия своего рейтинга?
- Многое зависит от того, как это будет выглядеть, когда беженцы тут появятся. Думаю, что такого «цыганского табора», в худшем значении этого термина, угрожающего обществу, при нынешнем количестве этих беженцев — точно не будет, ни в коем случае. Конечно, многое зависит и от СМИ, поэтому если их будут постоянно показывать в негативном свете, то это будет другая история.
Однако нынешнее символическое количество беженцев, которое надо принять Латвии, ни на что особо не повлияет.
Правда, здесь возникает другой вопрос: а кто сказал, что за этим первым принятием беженцев не последуют и другие и через пару лет в Латвии их не будет намного больше? В 2018 году у нас намечены очередные выборы в парламент. В этом случае их уход из правительства исключать нельзя, хотя, думаю, ещё рано что-то прогнозировать.
Кроме этого, националы играют здесь в довольно узком пространстве. С одной стороны — да, смотрите, проевропейская коалиция, которой управляют продажные либералы из Единства, и поэтому нужно из правительства уходить. Однако с другой стороны — при таких действиях некоторая часть умеренно-национального электората будет смотреть на них довольно косо, потому что, разрушая правительство, националы создают хаос. И вот этого им могут не простить. Поэтому, думаю, националы будут ещё долго играть в таком же духе — ругать правительство, но не выходить из него.