Листаешь информационную ленту и диву даешься: в каком веке живет Латвия? Осталось только костер в центре Риги запалить: страна все, что имела, растеряла; разве что хворосту в лесах еще достаточно. Есть кого и к столбу привязывать, и это не фигура речи. Лидера «Конгресса неграждан», защитника прав русскоязычного меньшинства Латвии Александра Гапоненко уже третий месяц держат в застенках рижской тюрьмы, не предъявляя никаких обвинений.
Как наше слово отзовется
Абсолютно точно можно сказать, что не только в голове Александра Гапоненко — в любой нормальной, являющейся носительницей здравого ума голове, в которой звучат мысли на русском, не могла родиться, например, фраза о латышах как о «генетической ошибке».
Но подобная лексика — уже норма в маленькой европейской стране Латвии, и перлы эти исходят не от каких-то там маргиналов. Нет, это говорят историки, депутаты Сейма, творческая интеллигенция. И пусть мысли латвийского писателя и журналиста Дидзиса Седлениекса уже облетели мир, стоит еще раз задаться вопросом: если это не разжигание национальной вражды, тогда что?
Что это, как не призыв поплясать у костра: «Презрительным словом русские — или чуть более толерантным русскоязычные — обычно обозначают существ низшего интеллектуального уровня homo sovetiques вне зависимости от национальности». И уточнено уже без всякой толерантности, чисто для русских: «У этих существ вообще нет ничего ценного, включая человеческую жизнь. Понятно, что большая часть общества их презирает: у генетической ошибки или болезни нет никакой связи с языком, на котором животное пытается говорить».
И что? На днях Полиция безопасности отказалась начинать уголовный процесс против писателя-расиста. Скажи в Германии писатель-немец подобное о турках или, не дай бог, о евреях… То есть те же немцы как раз такое и говорили, но потом был Нюрнбергский процесс.
В Европе, которая для Латвии является образцом демократии, такие высказывания ввели бы население в шок. Отказавшие в возбуждении уголовного дела уже подметали бы ту самую улицу возле тюрьмы, из которой на них сквозь прутья глядел бы печальный писатель!
Потому что все это в истории было. И после насильственной ассимиляции, вслед за сравнением людей с «фекалиями», «вшами», «генетическим мусором», что сегодня мы слышим в Латвии, тут же пришли погромы, концлагеря, газовые камеры и печи.
Но сидит почему-то Гапоненко. А Седлениексу к скорому празднованию 100-летия Латвии, может статься, еще и орден Трех звезд дадут. А поскольку празднование юбилея продлится целых пять лет, глядишь, там и костры начнут жечь. Любят латыши у костров праздники отмечать.
На днях Александр Гапоненко получил письмо с воли. В конверт вложен лист с изображением веревочной петли и мыла. Информация проверенная, подтверждена адвокатом. Совершенно очевидно: подталкивание к самоубийству.
Латвийское законодательство хромает, когда речь заходит о правах людей, зато права власти продуманы до мелочей. По закону полученный из Полиции безопасности (ПБ) отказ нельзя оспорить в Генеральной прокуратуре. К месту будет сказано, что аналогичным по сути было и дело Эдвина Шноре, кавалера ордена Трех звезд, назвавшего русских «вошью, забравшейся в латвийскую шубу». ПБ Латвии также не нашла состава преступления в этих словах.
По мнению публициста Владимира Линдермана, которого ПБ последнее время хватает прямо на улице, от Европы ждать помощи не приходится. Не потому, что она такая плохая, говорит Линдерман, просто не существует никаких общеевропейских юридических механизмов по привлечению физического лица к уголовной ответственности (кроме преступлений против человечности, геноцида и т.п.).
А вот Москва могла бы наказать писателя Дидзиса Седлениекса. Заявление Линдермана с призывом возбудить дело против Шноре рассматривается Следственным комитетом России.
Согласно части 3 статьи 12 Уголовного кодекса РФ, Россия может возбуждать уголовные дела против иностранцев, совершивших преступление вне пределов РФ, если это преступление совершено против Российской Федерации или против российских граждан. И дополнительное условие: если уголовное дело не возбуждено местными правоохранительными органами.
Рациональный и абсолютно законный ответ на правовой беспредел латвийских властей в отношении русских латвийцев и граждан России, а последних в Латвии проживает более 50 тысяч. Кстати сказать, буквально несколько дней назад Следственный комитет России возбудил дело против группы прокуроров и судей Литвы (речь идет о незаконном преследовании российских граждан, которые, находясь на службе в Советской армии, принимали участие в литовских событиях 1991-го года).
Таким образом, у России есть совершенно законные основания возбудить против Седлениекса уголовное дело по статье 282 УК РФ: «Возбуждение ненависти или вражды, а также унижение человеческого достоинства».
Чужой среди своих
Что касается восприятия дела Александра Гапоненко на Западе, а именно — содержания его под арестом в период досудебного расследования, то тут есть несколько проблем. Первая — это наличие прецедентов в странах Восточной Европы. Об этом порталу RuBaltic.Ru рассказал сопредседатель Русского союза Латвии, депутат Европарламента Мирослав Митрофанов.
«По последнему громкому делу — Матеуша Пискорского, оппозиционного польского политика, которого уже продолжительное время держат под арестом, — пока неспешно расследуется обвинение в шпионаже в пользу России и Китая. И отношение польских властей начало меняться. Весной этого года рабочая группа по рассмотрению случаев произвольного задержания при Верховном комиссаре ООН по правам человека вынесла жесткую оценку содержания Пискорского под стражей, потребовала его освобождения и выплаты компенсации.
Случаи Гапоненко и Пискорского похожи один на другой в том отношении, что органам следствия до сих пор не удается сформировать доказательную базу для подтверждения тяжелых обвинений. Обоих подследственных тупо держат в тюрьме, не зная, что с ними делать».
Вторая проблема в отношении дела Гапоненко, по мнению Митрофанова, заключается в тотальном отсутствии интереса к происходящему в едва заметных Балтийских странах. Информация о проблемах Латвии очень дозированно и выборочно поступает во внешний мир, с трудом преодолевая разные виды цензуры.
Но тут можно и возразить. Если интерес различных европейских правозащитных организаций они, «русские депутаты Европарламента», по мнению Митрофанова, все-таки компенсируют, и эта тактика «понемногу начинает срабатывать», то упрек евродепутата в замалчивании проблем в Прибалтике мировыми СМИ не столь очевиден. СМИ шумят. Во всяком случае, СМИ России. А именно от позиции России — чего лукавить — в конечном счете зависят и дело Гапоненко, и все прочие дела. Другое дело — официальная позиция России, которая, увы, далека от идеальной.
Как сообщил Мирослав Митрофанов, на прошлой неделе на адрес Генерального прокурора Латвии Эрика Калнмейстера международная организация «Права человека без границ» отправила письмо. Обращение подписал директор «Прав человека без границ» Вилли Фотре. Он обращается к Генеральному прокурору с просьбой разъяснить причины ареста, а также обнародовать официальные обвинения, выдвигаемые в адрес Гапоненко под грифом «государственного секрета».
Господин Фотре напоминает Генеральному прокурору, что Александр Гапоненко никогда не использовал насильственные методы борьбы и не оправдывал их. Как и всякий житель Европейского союза, Александр Гапоненко имеет право на свободу слова.
В этой связи директор «Прав человека без границ» призывает латвийскую прокуратуру обнародовать обвинения, выдвинутые против Гапоненко, и освободить его из-под ареста на время следствия.
«С нами Бог!»
Как чувствует себя сам Александр Гапоненко, как переносит угрозы и оказываемое на него психологическое давление, сколько времени до суда ему еще сидеть, есть ли новые основания для освобождения из-под стражи? Об этом аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказала адвокат Имме ЯНСОНЕ:
— Он болен, но не выглядит сломленным. Подтянут и бодрости духа не теряет. Пишет книгу.
Его досудебное содержание под стражей может длиться не более шести месяцев, то есть в октябре этот срок истекает. Правда, по особому требованию следствия могут добавить еще два месяца. Но мы, конечно, будем добиваться его освобождения уже на ближайшем заседании в августе.
Что касается новых аргументов для освобождения из-под стражи, то, вообще говоря, аргументы в отношении того, почему человека нужно держать за решеткой до суда, должно предъявлять следствие, то есть наши оппоненты. Но и мне есть что им сказать.
На одном из заседаний мой подзащитный заявил: «Меня держат в тюрьме, потому что я — русский». После того как ПБ отказалась начать процесс против писателя Седлениекса, эта фраза — не некое пафосное заявление, а точное определение сути дела. Гапоненко ведь и близко ничего такого не написал о латышах, что Седлениекс написал о русских.
И тем не менее в тюрьме находится Гапоненко, а не Седлениекс. Я буду говорить об этом в суде.
На днях Александр Гапоненко прислал письмо своему другу, журналисту и публицисту Юрию Алексееву, которого также «прессует» доблестная Полиция безопасности. Среди прочего Александр пишет, что, перечитав в «убогой тюремной библиотеке всю русскую классическую литературу», случайно наткнулся на православный календарь-ежегодник. Его поразила одна история восьмисотлетней давности.
Черниговский князь Михаил приехал к татарскому хану Батыю за мандатом — Золотым ярлыком, и монгольские языческие жрецы потребовали поклониться южной стороне, могиле Чингиз-хана, а затем огню и войлочным идолам. Михаил ответил: «Христианин должен поклоняться творцу, а не твари». Его казнили.
За прошедшие восемьсот лет понятие «русские духовные ценности» значительно расширилось, пишет Гапоненко. Теперь это не только вера в то, что миром должны править любовь, добро, что все люди равны от рождения и имеют право сами выбирать свои язык, культуру, образ жизни. Теперь в числе этих ценностей есть «Евгений Онегин» Александра Пушкина, «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова, «Тарас Бульба» Николая Гоголя.
И когда русских детей лишают права изучать эти произведения на родном языке и жить по этим книгам, когда от их родителей требуют признания правомерности концепции «советской оккупации» и ее неизбежного следствия — массового безгражданства русского населения, — не требуют ли от русских поклоняться войлочным идолам?
«Мы часто недооцениваем значение устного и письменного слова в нашей жизни, а оно очень велико. Нас преследуют за то, что мы мыслим и делимся своими мыслями с людьми. Этого ужасно боятся разного рода бесы», — пишет Александр Гапоненко.
А не откатились ли мы назад в своем развитии, продолжает размышлять он: «Вот — сидим, ждем, когда отсекут голову».
Или сожгут на площади самой европейской столицы… Инквизиция не дремлет, готовит хворост...