В субботу 4 октября в Латвии прошли выборы в 12-й Сейм. Большинство голосов набрала партия «Согласие», которая при этом может остаться за бортом правящей коалиции. Итоги субботних выборов и перспективы формирования нового латвийского правительства для портала RuBaltic.Ru проанализировала профессор, декан факультета европейских исследований Рижского университета им. Страдыня, экс-спикер Сейма Илга КРЕЙТУСЕ:
- Г-жа Крейтусе, вчера прошли выборы в 12-й Сейм Латвии. С небольшим отрывом победила партия Нила Ушакова «Согласие»; что это говорит о настроении в латвийском обществе?
- Партия потеряла голоса в сравнении с прошлыми выборами в 11-й Сейм. А значит, партия недоработала. То есть «Согласие» должно подумать, посмотреть на ошибки, которые были сделаны, пересмотреть свою работу с избирателем. И это невзирая на внешнеполитический фактор, который, безусловно, повлиял на результат.
- Почему, на Ваш взгляд, так много голосов получило Национальное объединение?
- Это внешнеполитический аспект. Всё время подчеркивалось, насколько Латвия небезопасна, насколько нам угрожает Россия, – это исторический фактор, который влияет на избирателя.
Национальному объединению помогало то же «Единство», которое нагнетало обстановку, говоря, что вот-вот что-то произойдёт и агрессия будет на первом плане. Таким образом, «Единство» помогло националам набрать эти голоса.
Так что националы могут поблагодарить «Единство» за помощь. Хотя я думаю, что само «Единство» этому не слишком радо.
- Что Вы думаете по поводу высказывания Нила Ушакова о том, что коалицию должна формировать партия, победившая на выборах?
- Это правило, которое работает в других странах, в том числе европейских, но в Латвии партия, выигравшая выборы в парламент, почти никогда не создавала правительство. Кроме случая, когда в 5-м Сейме победила партия «Латвийский путь».
Это практика европейских государств, но на данный момент надо реально оценить ситуацию и осознать, что открытых партнёров у «Согласия» нет. Их могут использовать при поддержке правительства, если не удастся договориться с другими партиями, но я думаю, что на данный момент партия «Согласие» как была, так и останется в оппозиции. Партия должна хорошенько подумать, как выйти из этой ситуации, с кем они могут создать правительство, то есть получить половину голосов парламента.
- Вы говорите, что принцип формирования коалиции, о котором говорил Н.Ушаков, возможен в других странах Европы, но не в Латвии. Почему в Латвии этот принцип не действует, ведь она тоже часть Европы?
- Потому что в Латвии это нигде не прописано – ни в Конституции, ни в каких-то других документах. Кроме того, в Латвии не соблюдается и ещё одно правило: когда председатель победившей партии автоматически становится кандидатом в премьеры.
Так что до такого европейского порядка нам ещё далеко. И все к этому привыкли, все с этим согласны… Такой порядок удовлетворяет и политические партии, и избирателей. У нас такая политическая культура.
Сам избиратель не хочет ничего менять ни в избирательной системе, ни в структурах управления в Латвии. Соответственно, нет референдума ни по поводу президента, ни по поводу премьера. Так что есть такой исторический опыт, и народ Латвии не готов его менять. Для этого нужны конкретные действия. «Согласие» тоже не призывало к этому, не агитировало, чтобы кто-то такую инициативу поддержал, поэтому рассуждать уже поздно.
- А может, это выгодно «Единству»? «Согласие» в парламенте, а значит, в стране якобы есть демократия, но на самом деле от этого ничего не зависит.
- Знаете, процесс создания коалиции не такой прямой и не все партии об этом открыто говорят. Мы знаем, что есть правительство меньшинств, когда какая-нибудь партия закрытым образом входит в коалицию. Открыто не говорят о том, что они в коалиции, а просто её поддерживают. Так в своё время было в правительстве Криштопанса (Вилис Криштопанс – премьер-министр Латвии в 1998 - 1999 гг. – прим. RuBaltic.Ru). Так что предсказать что-то будет сложно.
Единственное, ясно, что «Согласие» не войдёт в коалиционное правительство. Тут им надо также анализировать, насколько они были объективны в своей предвыборной кампании по отношению к другим партиям и в оценке внутренней ситуации в Латвии.
- Можно ли сделать сейчас прогноз, кто будет формировать коалицию?
- Это интересный процесс, но пока ещё не сказано, что кто-то создаёт коалицию. Видите ли, основной игрок, который вёл весь этот процесс в 11-м Сейме и держал в своих руках всё происходящее, - госпожа Аболтиня сейчас стала игроком второго плана.
Посмотрим, кто встанет во главе этой машины, кто будет основной силой, как себя поведут националы, потому что, в принципе, националы могут остаться за бортом.
Так что возможных сценариев развития событий много. Недаром президент сказал: «Я им даю неделю». Будем наблюдать. Распределение сил сейчас очень неоднозначно, поэтому говорить, что все пойдёт тем путём, которым шло, по-моему, рано.