×
Политика Политика

Литва на пороге политического кризиса

Источник изображения: http://baltnews.lt/

Шестимесячные споры вокруг новой социальной модели в Литве перешли в прямой конфликт президента с правительством.

Реформа Трудового кодекса в Литве проходит долго и мучительно. Процесс в политических кругах именуется созданием новой базовой социальной модели, потому что наряду с перекраиванием трудового законодательства идут преобразования механизма социального страхования и других сфер «социалки». Но именно новый ТК вызвал наибольшие споры. Суть идеи правительства – радикальная либерализация Трудового кодекса. Премьер-министр социал-демократ Альгирдас Буткявичюс обосновал необходимость перемен тем, что экономика маленькой Литвы ориентирована на экспорт, следовательно, республика остро нуждается в инвестициях. Приток инвестиций, в свою очередь, требует увеличения производительности труда и мобильности рабочей силы. Развиваться предприятиям мешают старые, ещё «советские» нормы защиты работников. 

Поэтому было решено, выражаясь языком правительства, сбалансировать отношения работодателей и работников, фактически превращая их в равноправные стороны.

На практике такой баланс привёл к сокращению социальных гарантий именно трудящихся, на что мгновенно указали профсоюзы. Так, согласно проекту сокращались сроки уведомления об увольнении и выходные пособия. Была прописана процедура «быстрого увольнения», о котором работнику сообщают за три рабочих дня. Кроме того, появились «пустые» трудовые договоры без указания фиксированного объёма работ. Эти и другие новшества «передовых» трудовых отношений привели к яростным протестам со стороны профсоюзов. Законопроект сравнивали с крепостничеством и рабством. Дошло даже до того, что столичный штаб соцдемов вышла пикетировать группа однопартийцев, напоминая о том, что левая партия должна защищать интересы рабочего класса. Впрочем, руководство быстро окрестило демарш коллег популизмом.

Правительство, наоборот, перекос в сторону работодателей отрицало и заявило, что при работе над кодексом удалось достичь гармонии интересов. «Совершенных вещей нет, и всегда можно вести переговоры. В том виде, в котором он находится сейчас, он действительно должен действовать и функционировать, а после мониторинга мы в этом убедимся, – сообщила министр труда и социальной защиты Альгиманта Пабединскене. – Работодатели недовольны, возможно, одной статьёй, работники – другой».

Из-за затянувшегося обсуждения и претензий общественности в прессе всплывали мысли, что новый ТК не удастся принять до грядущих парламентских выборов. 

Однако депутаты клятвенно обещали рассмотреть и принять законопроект к концу весенней сессии Сейма. Своё слово они сдержали, закон был принят, но тотчас заблокирован президентом Далей Грибаускайте. Наложив вето, лидер страны 4 июля отправила закон на доработку, предложив вместе с ним 22 собственных поправки. В администрации президента пояснили, что о вето Грибаускайте попросили более 20 общественных организаций и рядовые граждане. Поправки «от Дали» действительно отражают многие чаяния критиков закона. Их общий смысл сводится к возврату к модели, в которой работник признаётся слабой стороной отношений, соответственно, ему требуется большая защита. Среди прочего отменяются «пустые» договоры, поднимаются выходные пособия, усложняется процедура увольнения. 

Премьер Буткявичюс обвинил президента в том, что она пошла на поводу у профсоюзов и «нескольких десятков протестующих». В правительстве отметили, что за новый ТК ратуют учёные, «прогрессивный бизнес», молодёжь, а также ОЭСР, куда Литва собирается вступать. Президент, наоборот, стремится вернуть Литву в тёмное прошлое. «Поскольку президент отклонила то, что принято в Сейме, возможно, придётся отказаться от этих преимуществ, останемся с реликтом советских времен – старым Трудовым кодексом», – сказал Буткявичюс. Сейму теперь придётся собираться на внеочередную сессию, чтобы проводить дебаты по ТК снова. Для отклонения вето Грибаускайте требуется 71 голос из 141.

Конфликт вокруг Трудового кодекса стоит рассматривать как элемент политической борьбы в преддверии выборов. 

С начала года консерваторы усилили нападки на правящую коалицию, параллельно развивалось противостояние Грибаускайте и Буткявичюса. Последний в феврале прямо заявил, что к нему в руки попал некий документ, говорящий о том, что администрация президента собирается разными способами добиться смещения правительства. Грибаускайте в ответ неоднократно говорила о коррумпированности членов правительства. «Кажется, Литва начинает испытывать проблемы с реализацией реформ, – рассуждала Грибаускайте весной. – Еврокомиссия оценила наш прогресс за прошлый год как ограниченный и напомнила нам ровно о тех же проблемах. Это нищета, социальное расслоение, одно из самых больших в ЕС, слишком высокое налогообложение для граждан с низкими доходами, слишком жёсткое регулирование рынка труда, очень низкая энергоэффективность».

В аккурат к словам президента министры один за другим становились фигурантами громких скандалов. Министр здравоохранения Риманте Шалашявичюте вынуждена была уйти в отставку после того, как в интервью оговорилась, что самолично давала взятку врачам. Оппозиция требовала отставки министра окружающей среды Кястутиса Трячёкаса по делу о незаконной застройке курортного Друскининкая – по данному факту допрашивался Буткявичюс. Поэтому вето непопулярного Трудового кодекса – хороший шанс для Грибаускайте предстать в качестве защитницы простых литовских работяг, заодно помочь консерваторам обогнать социал-демократов, которые по-прежнему занимают первые строчки рейтингов. Тот факт, что жертвой политических игр консерваторов и соцдемов стали простые рабочие люди, похоже, никого не волнует. Равно как и перспектива скатиться в полноценный политический кризис, увлёкшись банальным перетягиванием электората незадолго до очередных выборов.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров