На карте Украины появилась новая «горячая точка». Черкасский городской совет без оглядки на Киев принял решение ослабить карантин. Мэру города уже «шьют» уголовное дело и вызывают его на допросы, тот угрожает поднять на борьбу с командой Зеленского всю страну. Примеру черкасских бунтовщиков последовали власти города Мукачево, с которыми собирается судиться Закарпатская облгосадминистрация. Эти события можно рассматривать под разными углами, но трудно не услышать в центре и на западе Украины долгое эхо войны в Донбассе.
Первый «карантинный бунт» на Украине стал закономерным результатом целого ряда политических ошибок, которые совершила команда президента.
Запретив работать малому и среднему бизнесу, власти страны решили не трогать сеть гипермаркетов «Эпицентр». История умалчивает, кому и сколько заплатил за это владелец предприятия Александр Герега, но без коррупции здесь явно не обошлось.
Параллельно с эпицентром продолжили обслуживать клиентов «Макдональдс», магазины «Рошен», подпольные салоны красоты, заведения общепита и так далее.
На тех, кто сумел «порешать», карантинные ограничения не распространяются.
В числе этих «решал» оказался и народный депутат от «Слуги народа» Николай Тищенко: принадлежащий ему ресторан «Велюр» в Киеве продолжал принимать вип-клиентов.
В еще один громкий скандал Зеленский вляпался лично. 23 апреля он встречал самолет, который доставил гуманитарную помощь из Китая. А потом эта «гуманитарка» оказалась на полках уже упомянутого гипермаркета «Эпицентр».
Тогда заместитель главы Офиса президента Кирилл Тимошенко придумал версию, что часть груза изначально была заказана коммерческими структурами и предназначалась для продажи. Но почему об этом стало известно постфактум? В общем, объяснение неубедительное…
Украина на карантине превратилась в натуральный «Скотный двор» Джорджа Оруэлла, где «все животные равны, но некоторые более равны, чем другие».
Неудивительно, что нашлись люди, которые захотели заработать на этом политические очки. Причем нашлись они не в Киеве, Одессе или Днепропетровске, а в небольшом городе Черкассы с населением менее 300 тысяч человек. Благодаря этому история приобретает особый драматизм: мелкие чиновники бросают вызов всесильной Зе-команде.
Вопреки распоряжению Кабмина, Черкасский городской совет разрешил с 1 мая возобновить работу магазинов непродовольственных товаров, салонов красоты, парикмахерских, зоомагазинов, мастерских, салонов ритуальных услуг, летних площадок ресторанов, жителям города открыли доступ в парки, скверы, на рынки и ярмарки.
Реакция центральных властей не заставила себя долго ждать. На бунтовщиков во главе с мэром Черкасс Анатолием Бондаренко ополчился министр внутренних дел Арсен Аваков: «Господин городской голова Черкасс, вы заигрались! Прекратите рисковать здоровьем и жизнью людей ради политических игр! Реагирование будет жестким!»
К наездам подключился лично Зеленский, который передал черкасскому градоначальнику «отдельный пламенный привет» от себя, МВД и Службы безопасности Украины. По факту смягчения карантинных норм было заведено уголовное дело.
Дошло до того, что руководитель муниципальной инспекции Черкасского горсовета Станислав Коломиец сообщил о появлении в городе бойцов и техники Национальной гвардии (хотя в областной государственной администрации уверяют, что «дополнительных сил на улицах города нет»).
Очевидно, президент рассчитывал, что мэр Бондаренко не выдержит такого напора, но тот оказался «крепким орешком».
В публичном видеообращении он пообещал дать Зеленскому достойный отпор, если тот будет давить на местные органы самоуправления: «Черкассы — вольный казацкий город. И если будет нужно объединить Украину, мы объединим ее. Никто в жизни не одолел Черкассы, не одолел Холодный Яр, дух Богдана Хмельницкого и Тараса Шевченко! Помните это».
Как и заведено на Украине, драма в итоге превратилась в комедию. Бондаренко вызвали на допрос по делу о смягчении карантина. В назначенное время он послушно пришел к зданию следственного управления Нацполиции, но внутрь его не пустили — сказали, что допрос состоится в другой день. Фирменный стиль Зеленского: сначала делать пафосные заявления, потом прятать голову в песок.
Чем закончится эта неприятная во всех отношениях история?
Скорее всего, Офис президента выбросит белый флаг. Ослабление карантина, которое начнется по всей Украине 11 мая, просто «синхронизируют» с Черкассами.
Уголовное дело «замнут» — для Зе-команды оно, пожалуй, еще опаснее, чем для Бондаренко. Смягченные им карантинные меры легко могут быть признаны неконституционными.
Согласно основному закону государства, фундаментальные гражданские права (на свободу передвижения, на мирные собрания и так далее) могут быть ограничены только в случае введения военного или чрезвычайного положения по решению Верховной рады. Поэтому слова мэра Черкасс о том, что он восстанавливает конституционный порядок, — не просто красивая фигура речи. С юридической точки зрения у него достаточно аргументов, чтобы отбиться от обвинений.
Впрочем, дело здесь не в Конституции. Карантин можно рассматривать как своеобразный общественный договор, который, согласно соцопросам, поддерживает относительное большинство украинцев. Но Зеленский и компания выполняют его недобросовестно: одних предпринимателей лишают дохода, другим позволяют работать.
Почему тогда органы местного самоуправления в условных Черкассах, тесно связанные с малым и средним бизнесом, должны этот договор исполнять?
Последователи Анатолия Бондаренко нашлись и в других городах. Черкасский бунт публично поддержал мэр Львова Андрей Садовой — отнюдь не последний человек в украинской политике. Горсовет Мукачево разрешил работу торговых центров и парков с 4 мая. Закарпатская облгосадминистрация, которая является частью президентской вертикали власти, попытается отменить это решение через суд.
Происходящее можно рассматривать под разными углами. Отчетливо прослеживаются контуры партийного противостояния: Бондаренко является представителем «Батькивщины» Юлии Тимошенко, которая вступила в жесткую конфронтацию с Зеленским. Не вызывает сомнений тот факт, что бунт в Черкассах — это элемент подготовки к местным выборам, которые должны состояться этой осенью.
В более широком контексте можно говорить о традиционном для Украины «перетягивании каната» между центром и регионами.
Региональные элиты Донбасса, Одессы, Галичины, Закарпатья после распада СССР нередко разговаривали с Киевом, используя в качестве аргумента сепаратистские настроения. Сильнее всего они были в Крыму, что и позволило ему получить в 1996 году статус автономной республики, обзавестись собственным парламентом, правительством и прочим.
Конечно, у Черкасс такого «козыря» нет.
Но самоуправство властей города, их отказ подчиняться Кабинету министров, заведенные на них уголовные дела, угрозы министра Авакова — нечто подобное Украина проходила в 2014 году.
Одной из причин большой войны в Донбассе, несомненно, стали политические интриги местных элит, которые пытались эксплуатировать протестные настроения региона и не смогли удержать ситуацию под контролем.
Не стоит думать, что такое могло произойти только с Донбассом.
Фактически рассадником сепаратизма в конце 2013–2014 годов была Западная Украина, которая отказывалась признавать власть законно избранного президента.
Если бы Янукович решился навести порядок силой, то страна с высокой долей вероятности «порвалась» бы не по восточным, а по западным швам.
Еще один шов внезапно образовался в Черкасской области. Вероятно, ни к чему серьезному это не приведет. Но факт остается фактом: вопреки обещаниям Зеленского страна продолжает «расшиваться». Вопрос лишь в том, где и как она «порвется» в следующий раз.