Чем меньше времени остается до старта чемпионата мира по футболу в России, тем чаще раздаются призывы бойкотировать турнир. Недавно отговаривать футболистов от участия в первенстве принялся министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс. И в этом вопросе у главы литовского МИД немало союзников. Аналитический портал RuBaltic.Ru попытался разобраться, кто призывает бойкотировать ЧМ‑2018 и к чему это может привести.
Кто призывает к бойкоту
Разумеется, после отравления Скрипаля о бойкоте чемпионата мира заговорили в Британии. Уже известно, что от посещения матчей турнира отказались британские политики и члены королевской семьи, а Футбольная ассоциация Англии обсуждает возможность бойкота ЧМ‑2018 со стороны футболистов и болельщиков. Сообщалось также, что Великобритания подталкивает к консолидированному ответу России другие страны (Польшу, Австралию, Японию). The Times не исключает, что англичане пойдут на полный бойкот мундиаля, при котором национальная сборная откажется от участия в матчах.
В конце марта о бойкоте задумалась Германия. Такую возможность допускает председатель немецкой правящей парии ХДС/ХСС Михаэль Фукс: «Страна, в которой не соблюдаются элементарные гражданские права, в принципе не должна проводить какие-либо чемпионаты мира. Неблагоприятная ситуация с общей безопасностью и соблюдением прав человека может привести к тому, что многие футбольные болельщики предпочтут не ехать в Россию на турнир».
Причина возможного бойкота связана не с делом Скрипаля, а с массовыми задержаниями участников антикоррупционного митинга в Москве накануне. «При этом немецкий политик не назвал ни одной футбольной или околофутбольной причины для столь серьезной реакции Берлина», — отмечает «Свободная пресса».
Вслед за Великобританией бойкот чемпионата мира допустила также Исландия, хотя речь идет исключительно о политическом бойкоте: участие национальной сборной в первенстве не стоит под вопросом. Не поехать на ЧМ‑2018 могут также официальные делегации Дании и Швеции. Решение отказаться от посещения России принял президент Польши Анджей Дуда, хотя это скорее его личная инициатива.
К политическому бойкоту турнира призывают даже те, кто не имеет отношения ни к политике, ни к футболу. К примеру, бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. Поводом для его возмущения послужило всё то же пресловутое отравление Скрипалей.
«Обычно я выступаю против такого рода бойкотов, когда речь идет о финальных стадиях крупных турниров, потому что это может наказать только спортсменов, — пишет Каспаров. — Но я выступаю за политический бойкот режима в Москве и тех враждебных действий, которые совершает российская власть». Словом, никаких серьезных аргументов в пользу бойкотирования чемпионата гроссмейстер не приводит. Его позиция сводится к тому, что «на войне все средства хороши» — для оппонирования Москве нужно использовать любые возможности и любые формальные поводы. История Скрипаля и предстоящий мундиаль просто попались под руку.
Формальные поводы
Зачем вообще бойкотировать турнир? Какой в этом смысл? Судя по всему, четко ответить на этот вопрос западные политики не могут (аргументы в стиле каспаровского «а Баба-яга против!» едва ли удовлетворят общественность). С другой стороны, средства массовой информации предлагают целый набор формальных поводов, и это в очередной раз доказывает, что некой единой обоснованной позиции у Запада нет.
Один из основных аргументов в пользу неприятия чемпионата мира выдвинут еще давно. Суть его сводится к тому, что Россия незаконно получила право на проведение финальной части чемпионата мира по футболу. Об этом, в частности, рассказывают авторы документального фильма «Проданный футбол», который вышел на немецком телеканале ARD в 2015 году. Но обвинения в адрес России начали звучать еще раньше: годом ранее ФИФА даже проводила собственное расследование и по его итогам сняла подозрения в коррупции с России и Катара, который примет чемпионат мира в 2022 году.
По иронии судьбы, после этого же расследования ФИФА выдвинула обвинения в адрес англичан: Футбольная ассоциация Англии якобы прибегала к запрещенным методам продвижения своей заявки на ЧМ‑2018.
Многие журналисты, впрочем, результатам расследования не доверяют и подвергают их жесткой критике (яркий пример — тот же документальный фильм «Проданный футбол»). Традиционно победу РФ в борьбе за право принимать мундиаль связывают с коррупцией многолетнего президента ФИФА Йозефа Блаттера. Логика хулителей России предельно проста: если Россия незаконно получила чемпионат мира, то его необходимо передать другой стране. Но шансы осуществить это улетучиваются с приближением начала турнира, а по мере этого теряют актуальность и разговоры о коррупции в ФИФА.
Еще один повод в 2017 году активно раскручивали англичане: отнять мундиаль у России стоит в наказание за употребление допинга российскими футболистами на предыдущем первенстве мира в Бразилии. Впрочем, широкого распространения эта позиция не получила, уличить в употреблении допинга кого-либо из российской сборной не удалось.
В попытках дискредитировать предстоящий турнир западные СМИ явно переусердствуют. Наглядный пример — репортаж, который опубликовал на своем YouTube‑канале британский журнал The Economist. Издание связывает агрессивные действия Кремля с крупными спортивными победами России: Афганистан и Олимпийские игры в Москве 1980 года, Грузию и «серебро» России на чемпионате Европы 2008 года, Украину и победу российской сборной на Олимпиаде в Сочи 2014 года.
Из этого The Economist делает вывод, что следующий чемпионат мира может привести к конфликту на поле и за его пределами.
Но зрители канала к тенденциозному репортажу отнеслись либо с юмором, либо с возмущением. «Если я правильно понял, Россия вторгается в другие страны только после победы в каких-либо соревнованиях», — язвительно замечает Dimitar Hristov. Ashley Thomas отмечает, что вторжение НАТО (Израиля, Саудовской Аравии) в Сирию и / или Иран во время чемпионата мира более реалистично. «Вы видите все клише, — пишет другой пользователь. — Советский Союз, Путин, напряженность… Но вы знаете, такого рода видео показывают одну вещь. Запад сделает всё возможное, чтобы дестабилизировать Россию во время чемпионата мира по футболу, и вы можете доверять “Экономисту”, чтобы он сыграл свою роль в пропагандистской войне против России».
Единственным рациональным доводом в пользу бойкота ЧМ‑2018 является миф о кровожадных русских фанатах, которые так напугали Европу в 2016 году. В этом случае болельщикам хотя бы объясняют, почему в их интересах не ехать в Россию: это якобы небезопасно.
Теме безопасности во время ЧМ‑2018 посвящен другой популярный ролик на YouTube, выложенный год назад. «Если ничего не произошло в Южной Африке и Бразилии, двух местах, которые намного хуже России, то и на следующем чемпионате мира ничего не произойдет», — пишет в комментариях Fabricio Rosso. Пользователь из Хорватии призывает не беспокоиться о чемпионате мира, потому что «Путин организует его, как никогда раньше, ни одного несчастного случая не произойдет». Многие отмечают, что бояться и избегать скорее стоит чемпионата мира, который пройдет через четыре года в Катаре.
Перспектив у бойкота нет
Очевидно, за считаные месяцы до начала чемпионата мира Россия может не опасаться разного рода бойкотов: право принимать турнир у нее не отберут ни при каких раскладах. И едва ли стоит ожидать, что кто-то из стран-участниц объявит полный бойкот мундиалю, тем самым лишив возможности выступить свою национальную сборную. Готовы ли пойти на это немцы, которые явно планируют завоевать звание чемпионов мира второй раз подряд, или исландцы, которые впервые за всю историю добрались до финальной части розыгрыша? Вопрос риторический.
Заявления о возможном полном бойкоте со стороны Великобритании, скорее всего, тоже не стоит воспринимать всерьез. «Я не верю, что сборная Англии может бойкотировать чемпионат мира — 2018, — считает футбольный тренер Леонид Слуцкий. — Представляете, сколько англичан уже купило билеты, зарезервировало отели. Я не верю в это. Там действительно произойдет революция, если сборная не поедет и у них пропадут все билеты, брони и так далее. Причем сборная у них в кои-то веки имеет все шансы на максимально возможный результат».
Кроме того, отказ от участия в чемпионате мира грозит сборной Англии серьезными последствиями. Если это произойдет, команда может быть отстранена и от последующих турниров.
«В уставе ФИФА четко прописано, что государства, а значит и политические силы, партии, не имеют права вмешиваться в политику национальных федераций, — отмечает футбольный агент, юрист Сергей Базанов. — Как только это происходит, национальная федерация автоматически отстраняется от всех мероприятий, которые проводятся под эгидой ФИФА и УЕФА. Это уже было в Белоруссии. Как только появилась угроза того, что ФИФА и УЕФА исключат Белоруссию, снимут с соревнований, государственные органы перестали вмешиваться. Поэтому национальная федерация никогда не позволит вмешиваться».
Кстати, если Англия откажется от участия, вакантное место в турнирной таблице чемпионата мира займет Италия. И сами итальянцы, для которых вылет из турнира был едва ли не национальной катастрофой, и болельщики со всего мира, и организаторы турнира этому будут даже рады. Словом, англичане рискуют навредить только самим себе.Что остается делать противникам чемпионата мира в России? Объявлять бессмысленный политический бойкот. Этой возможностью вслед за британцами решили воспользоваться представители других стран; некоторые еще раздумывают. Но их действия и заявления никак не повлияют на развитие событий. Даже самые принципиальные русофобы из числа политиков вынуждены примириться с тем, что чемпионат мира в России состоится. С ними или без них.