Лидеры Франции и Германии в срочном порядке инициировали новую попытку урегулирования украинского кризиса. Эта внезапная «мирная миссия» свидетельствуют о том, что европейская «фракция войны», к которой относятся и страны Балтии, терпит серьезное политическое поражение, чреватое окончательной маргинализацией их внешней политики.
Вчера на пресс-конференции в Париже президент Франции Франсуа Олланд неожиданно анонсировал свой совместный с канцлером Германии Ангелой Меркель визит в Киев с целью представить новую мирную инициативу. В тот же день оба политика вылетели на Украину и провели поздно вечером переговоры президентом Петром Порошенко. После встречи украинский МИД отрапортовал: «Обсудили шаги, чтобы минские договоренности заработали. Подчеркну: все договоренности, а не отдельные из них. О том, что это не меню, вы в курсе». Следующая задача – обсудить эти шаги в Москве уже сегодня.
Заявления Олланда, ставшие фоном данного турне «челночной дипломатии», свидетельствуют о стремлении еврограндов к компромиссам с Россией по украинскому вопросу.
«Специально для русских, которые беспокоятся по этому вопросу» французский лидер четко заявил на вчерашней пресс-конференции, после которой сорвался в Киев и Москву: «Для Франции вступление Украины в НАТО является нежелательным». Аналогична ситуация и по другому военно-стратегическому вопросу – поставкам оружия Украине. Судя по тому, что Олланд с Меркель обходят молчанием данную тему, Киев так и не смог добиться поддержки этой идеи со стороны Берлина и Парижа.
Наконец, и сама суть новой дипломатической инициативы, судя по всему, не ограничивается дальнейшим обсуждением теряющих актуальность с каждым днем минских соглашений. Появившиеся вдруг многочисленные «контролируемые утечки» и инсайдерские мнения в российских и зарубежных СМИ свидетельствуют о готовности главных европейских столиц придать непризнанным республикам Юго-Востока Украины «неопределенный статус», заморозить конфликт при помощи ввода миротворческого контингента и затем уже вести длительные, но мирные переговоры о судьбе Украины.
Подобная позиция еврограндов идет вразрез с ключевыми идеями, которые лоббируют в ЕС «ястребы» Восточной Европы, в особенности Польша и Прибалтика.
Так, например, из всех 28 стран Европейского союза идею поставок оружия Киеву поддержали только Литва и Польша. Причем не только поддержали, но и бросились её реализовывать. Пока Олланд, посылая 5 февраля на пресс-конференции сигналы «специально для русских», пытался нащупать почву для нормализации международной ситуации в Европе, министр обороны Литвы Юозас Олекас на полях встречи министров обороны стран-членов НАТО сообщал о том, что Вильнюс поставляет оружие Украине: «Мы выполнили свое обещание, посылая, как сказал президент (Украины — прим. RuBaltic.Ru), элементы военного оружия. Мы сдержали свое слово, а какое — знают украинские военные... Мы уже отправили в начале этого года и в конце прошлого года. Это была бесплатная помощь нашей дружественной стране». И в этом признании нет ничего удивительного, если учитывать, что еще ноябре прошлого года президент Литвы Даля Грибаускайте заявляла, что ее страна планирует передавать украинским военным опыт создания современной армии, пригласив их на обучение. Тогда же, в ноябре 2014 г., о поддержке вступления Украины в НАТО после выполнения «домашнего задания», находясь в Киеве, в унисон заявили президент Литвы и генсек НАТО Йенс Столтенберг. Представители латвийского МИД также не раз заявляли о возможности пусть и не скорого, но все же членства Украины в НАТО. Причем дело не ограничивается вступлением в НАТО: еще весной 2014 г. глава латвийской дипломатии Эдгар Ринкевич лоббировал идею гарантий членства в ЕС для всех участников программы «Восточное партнерство». Тогда «воздушные замки» Ринкевича в Европе не нашли поддержки так же, как теперь главные столицы Евросоюза пытаются откреститься от радикальных заявлений своих восточных коллег и ищут компромиссы с Москвой.
Уже даже эти поиски, эти попытки найти дипломатический выход из международного кризиса в Европе противоречат интересам Прибалтики и Польши, видящих Россию не иначе как через прицел автомата.
Этим странам нужна не «единая и демократическая» Украина (о демократии на той же площади Дауканто знают разве что по слухам), а, напротив, такой пожар, который можно было бы перебросить через границу в саму Россию. Не потому ли Линас Линкявичюс, «ручной» министр иностранных дел президента Грибаускайте, в очередной раз заявил в конце января, что «Украина нуждается во всей возможной помощи: экономической, финансовой, политической и, конечно, военной. Это важно, поскольку Украина столкнулась с внешней агрессией»? Не потому ли балтийские политики используют все возможности, чтобы навязать Европе видение России как «боевиков и террористов», с которыми «нужно что-то сделать»?
Однако, чем больше усилий в этом направлении они предпринимают, тем очевиднее становится маргинальность позиции Прибалтики и Польши в ЕС.
Нынешние переговоры Олланда и Меркель в Киеве и Москве наглядно показали, что серьезные игроки международных отношений уже просто не замечают «заламывания рук» экзальтированного балтийского руководства по поводу Украины — от их позиции отмахиваются, как от бесполезной и отвлекающей болтовни. И если «восточноевропейские вояки» так и не осознают этой ущербности своей позиции, то политический вес их очень скоро окончательно деградирует до уровня глухой европейской провинции.