Россия признана страной, гражданам которой реже всех отказывают в американской визе среди 15 бывших советских республик. По частоте получения неиммиграционных виз в США РФ обгоняет даже страны Прибалтики, которые кичатся тем, что они самые успешные и интегрированные в «свободный мир» осколки СССР. Статистика Госдепа доказывает иное: американцы выдают визы с учетом уровня социально-экономического развития страны, так что «немытая Россия», от которой 30 лет бегут Литва, Латвия и Эстония, оказывается куда успешнее последних.
Под занавес прошлого года Госдеп США опубликовал статистику отказов в выдаче неиммиграционных виз за 2019 год. Неиммиграционные визы выдаются американскими консульствами для краткосрочных посещений США с туристическими и деловыми целями.
Чаще всего американцы не разрешают въезд в страну жителям стран Азии и Африки. Гражданам Сирии и Северной Кореи вовсе запрещено посещать США. Практически невозможно получить американскую визу жителям Ливии (доля отказов — 89%), Ирана (87%), Сомали (81%).
В их случаях решающими обстоятельствами для консульских служб Госдепа являются ситуация гражданской войны в этих странах, массовый бандитизм, неконтролируемый оборот оружия и высокая вероятность принадлежности путешествующих к исламскому терроризму.
Фактор радикального исламизма диктует и отказы на въезд США гражданам исламских республик бывшего СССР. Лидеры по отказам в американских визах на постсоветском пространстве — Узбекистан и Кыргызстан (68%).
Впрочем, только исламский фактор для бывших советских республик ничего не объясняет. Потому что из той же статистики Госдепа следует, что таджикам и туркменам выдают визы чаще, чем грузинам, азербайджанцам и казахам — чаще, чем украинцам.
Американские сателлиты на внешнем управлении посольств США для Вашингтона оказываются в менее привилегированном положении, чем суверенные и независящие от «дяди Сэма» постсоветские страны.
Объясняется этот парадокс тем, что американцы при выдаче виз оценивают ситуацию в каждой стране объективно, а не руководствуются собственными идеологическими догмами об успехах местных правительств на пути к либеральным ценностям и наличии у них гордого звания союзников США по НАТО и вне НАТО.
В пропагандистских целях Госдеп США может сколько угодно рисовать индексы соответствия идеалам демократии, цитировать состряпанные на коленке рейтинги «продвинутости» от Freedom House или Всемирного банка и одаривать свои марионеточные режимы титулом «прогрессивный» как стеклянными бусами. Когда визовый чиновник принимает решение о разрешении на въезд в Америку, где в штате Массачусетс живут его жена, дети и красивый ухоженный сенбернар, у него в голове включаются совсем другие критерии.
Каков уровень социального благополучия в данной стране? Какое у нее миграционное сальдо? То есть в нее иммигрируют из других стран, или, наоборот, из нее бегут коренные жители? Есть ли серьезные проблемы с преступностью? Существует ли вероятность попадания в США по неиммиграционной визе местного криминала? Были ли в этой стране в последнее время эпидемии инфекционных болезней?
Такие критерии учитываются в первую очередь, а не наличие в стране военных баз США, уважение к мнению американского посла и тем более «распространение демократии». Будь по-другому, американцам пришлось бы пускать в страну всякие Палау, Кирибати, Маршаловы острова и прочие вымирающие от СПИДа бантустаны, которые послушно голосуют за все резолюции США в Генеральной ассамблее ООН.
Так что статистика Госдепа по отказам на въезд — куда более объективный инструмент сравнительного анализа государств, чем «липовые» американские хит-парады. И этот инструмент подчас дает неожиданные результаты.
Из американских цифр, например, следует, что самая успешная из бывших советских республик — Россия, граждане которой получают разрешение на въезд в США чаще, чем даже входящие в НАТО страны Прибалтики.
Из 15 постсоветских государств россияне реже всех сталкиваются с отказами в американской неиммиграционной визе. Доля отказов — 15,2%. Это меньше, чем у Литвы (18,7%), Латвии (19%) и Эстонии (24,8%).
При этом белорусы в процентном соотношении получают американскую визу чаще эстонцев (22%), а у стран, являющихся «отличницами» «европейского выбора» и кандидатами на членство в НАТО, с Соединенными Штатами все совсем плохо.
Сотрудники Госдепа не пускают в Америку почти каждого второго украинца. Доля отказов для жителей Незалежной — 45%. За бортом сияющего «града на холме» остаются 58% обратившихся за визой молдаван. «Прогрессивная Грузия» в списке постсоветских республик вовсе занимает третье место с конца — 64% отказов на въезд. То есть двух из трех грузин, обратившихся в консульство за неиммиграционной визой, американцы к себе в страну не пускают.
Такой расклад заметно меняет устоявшиеся за десятилетия обучения по учебникам сравнительной политологии от Фонда Сороса представления о постсоветском пространстве.
Россия из всех бывших советских республик оказывается лидером социально-политической стабильности и социально-экономического благополучия, тогда как образцы выбора «правильной стороны истории» плетутся в хвосте.
И это относится в том числе к странам Прибалтики, которые все до одной уступили России. Их случай особенно важен, поскольку Литва, Латвия и Эстония последние полтора десятилетия кичатся, что из постсоветских стран только они играют в «западных клубах». То есть только их одних взяли в НАТО и Евросоюз, что само по себе является доказательством успешности и прогрессивности.
Как уже неоднократно говорилось, в «западные клубы» вас взяли, чтобы полы в раздевалках мыть. Чем вы вполне успешно и занимаетесь. Только не надо выдавать такой вот «успех» за образец постсоветского развития.