×
Политика Политика

Латвийские спецслужбы усиливаются для борьбы с «русской угрозой»

Источник изображения: delphi.lv

Полиция безопасности Латвии будет усилена. Причиной тому террористическая угроза, либо же это плановое расширение – политики между собой пока не договорились. Но учитывая, что единственным приложением сил спецслужбы стала борьба с русской общиной, понятно, на какие задачи реально будет направлен дополнительный ресурс.

Укрепление ресурса Полиции безопасности (ПБ) – один из приоритетов нынешнего правительства, анонсировал изменения в работе латвийской спецслужбы премьер Марис Кучинскис. «Рыцарям плаща и кинжала» будут выделены дополнительные деньги. Подобные меры планируется провести под предлогом роста террористической активности в Европе. Чтобы своевременно предотвратить угрозу терроризма, ПБ нужно увеличить число специалистов и создать для них мотивационный пакет, сообщил ранее министр внутренних дел Рихард Козловскис. Аргументация здравая. Терроризм – бесспорное зло. С ним надо бороться, от него нужно защищаться.

После серии вопиющих актов в странах Старого Света – «Шарли Эбдо», «Батаклан», Променад дез Англе в Ницце – европейского обывателя непременно ждёт смена ежедневных поведенческих установок. Ориентация на безопасность, «израилизация» жизни, усиление контроля спецслужб.

Оправданны ли такие меры для Прибалтийского региона? Отчасти. И здесь есть сторонники радикального политического ислама, пусть и единицы. И тут отмечены отдельные попытки точечной вербовки в террористические организации «Исламское государство» и «Фронт ан-Нусра». Но всё-таки «сегодня нет основания утверждать, что в Латвии работают вербовочные сети, которые организовывали бы отправку латвийских жителей в Сирию/Ирак», – говорится в отчёте о работе Полиции безопасности за прошлый год. Страны Балтии не являются приоритетной целью для исламских террористов, что подтверждают и силовики, и политики.

Тогда для чего наращивается ресурс спецслужб, да ещё и с такой помпой – дескать, один из правительственных приоритетов? Достаточно открыть любой из ежегодников латвийской ПБ или их прибалтийских коллег – вопрос отпадёт сам собой. Откроем последний. Русской угрозе ПБ уделила 20 страниц 30-страничного документа, терроризму – 2 страницы. Приоритеты расставлены.

Главной угрозой конституционному строю Латвии называется деятельность русской общины. При этом само существование такой общины спецслужбисты последовательно отрицают. Русским общинным организациям отказывается в субъектности: все они исключительно агенты Кремля и не могут действовать сами по себе. Руководители этих организаций определяются как враждебно настроенные к Латвии российские агенты – так называемые профессиональные соотечественники – и преследуются ПБ. В своей работе латвийские рыцари «плаща и кинжала» практикуют возбуждение уголовных дел против активистов русской общины, прослушивание и чтение их переписки, цензурирование СМИ. По заказу коалиции правящих партий спецслужбисты, вопреки закону, вмешиваются в деятельность политических сил, общественных и культурных организаций. 

Полиция безопасности, таким образом, служит инструментом сохранения власти для правящих партий. Латвия с её помощью движется в сторону тоталитарного государства.

«Прямых угроз безопасности Латвии нет, но надо своевременно выявлять и устранять риски», – рассказывала экс-премьер Лаймдота Страуюма в январе этого года. Так как прямых угроз нет, спецслужбы создают угрозы мифические. Вот же они, эти русские. Чем не угроза? Да и устранять связанные с такой «угрозой» риски, раздувая под это бюджет, сплошное удовольствие. Безопасно и сытно. Это вам не за террористами охотиться.

Существует правило: политику шпионам не доверять. Паранойя – профзаболевание спецслужбиста. Проблема в том, что латвийские власти теснейшим образом переплетены со своими особыми ведомствами и крайне от них зависимы. Полиция безопасности и схожие с ней структуры инфицируют политиков шпиономанией, снабжая их своими «аналитическими» материалами. Эти документы формируют у власть имущих абсолютно фантасмагорическую картину мира: кругом враги, мы окружены, все русские – пятая колонна. Дальше работает знаменитая социологическая теорема Томаса: ситуации, определяемые как реальные, реальны по своим последствиям. 

Уверовав в мифы спецслужб, латвийские функционеры стали выстраивать политику «осаждённой крепости»: «сдерживать» Россию, третировать русских и скатываться в тоталитаризм.

Продолжая действовать в этой логике, власть имущие вполне ожидаемо укрепляют спецслужбы. Вот только публичные заявления политики согласовать забыли. Глава МВД Рихард Козловскис сообщил, что Полиция безопасности на данный момент работает над расширением своих способностей и ведёт переговоры с работающими в частном секторе аналитиками. Это не реакция на произошедшие в Европе теракты, а планомерное и целенаправленное развитие ПБ, указал Козловскис, проигнорировав и рассказы премьера, и собственные слова об угрозе терроризма. Плановое расширение для плановой борьбы с надуманной «русской угрозой» – других угроз нету. Наверное, уже и разнарядки по числу необходимых уголовных дел есть: допфинансирование же выделяется под конкретные целевые показатели.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров