Соединенные Штаты готовятся принять новый пакет санкций против газопровода «Северный поток — 2». Проработкой этого вопроса занимается скандально известный сенатор Тед Круз. На сей раз его инициативы могут ударить непосредственно по немецким компаниям, которые оказывают содействие «Газпрому». Если это произойдет, Берлин будет вынужден принимать ответные меры. Какие именно? Не исключены самые радикальные варианты.
Идея контрсанкций уже давно витает в воздухе. По мнению многих немецких политиков, принципом зеркальности стоило руководствоваться еще после первого пакета санкций против «Северного потока — 2», который Соединенные Штаты приняли в конце прошлого года. В парламентском запросе фракции «Левых» прямо говорилось о необходимости принимать конкретные меры, в том числе вводить ответные ограничения.
«Нужно, конечно, тщательно обдумать, как эти встречные санкции могли бы выглядеть, но если, к примеру, США введут санкции против немецких или швейцарских компаний, которые участвуют в прокладке труб в Балтийском море, то ЕС или Германия должны ввести соответствующие встречные санкции, которые затрагивают импорт или товары США», — предлагал официальный представитель «левых» по внешнеполитическим вопросам в Александер Ной.
«Если санкции должны помешать эксплуатации трубопровода, необходимо задуматься о контрмерах», — соглашался глава комитета Бундестага по экономике и энергетике Клаус Эрнст.
Учитывая «спаянность» европейской и американской экономик, пространство для маневра действительно имеется.
Не стоит также забывать о торговом конфликте США с Евросоюзом — менее остром, но не менее принципиальном, чем противостояние Вашингтона и Пекина. Новые американские санкции против «Северного потока — 2» могут дать этому процессу новый импульс.
Для Германии здесь важно не действовать в одиночку, а повести за собой остальную Европу (иначе шансов на успех у нее будет немного).
Если говорить о конкретных шагах Берлина, то Александер Ной первым делом предлагает обратить внимание на возможность ограничения импорта сжиженного природного газа из США.
В качестве козыря Германия также может использовать строительство собственного СПГ-терминала в Брунсбюттеле. Реализация этого проекта — политическое решение, попытка Ангелы Меркель откупиться от американцев и защитить «Северный поток — 2». Если стратегия не работает, то «утешительный приз» у американцев могут вообще отобрать.
Как известно, сжиженный природный газ в США добывается не самым безупречным с точки зрения экологии методом фрекинга. «Зеленые» и раньше обращали на это внимание.
Теперь Германия может воспользоваться их возмущением для санкционного давления на Вашингтон, обложив продукцию заокеанских трейдеров «климатическими пошлинами».
Такой вариант предлагала глава отдела энергетики, транспорта и экологии Немецкого института экономических исследований (DIW) Клаудия Кемферт. Особенно актуальной ее идея становится в контексте заключения зеленой сделки ЕС, направленной на достижение нулевого уровня выбросов в атмосферу парниковых газов.
Открытым остается вопрос, на каком уровне должны вводиться потенциальные санкции против американцев.
Проблема в том, что санкционную политику европейских стран традиционно определяет Брюссель. Навязать антиамериканскую кампанию всему ЕС Германия не сможет — у «Северного потока — 2» здесь слишком много противников. Если же Берлин рискнет вводить ограничения против США самостоятельно, то создаст опасный прецедент. Что помешает, к примеру, той же Венгрии ввести санкции против Украины, с которой она «грызется» из-за закона о языке?
В общем, с такими вещами шутить опасно. И даже контрпродуктивно: в санкционной войне между США и ФРГ победитель очевиден. Варианты появляются только в паре Америка — Европа.
Еще один рабочий вариант — заставлять Штаты возместить убытки, причиненные Германии и ее компаниям. Для этого Берлин может обращаться в международные суды.
Точно так же сегодня действует компания Nord Stream 2, подавая многомиллиардный иск против Евросоюза. Аргументация простая: поправки к Газовой директиве ЕС противоречат Энергетической хартии о защите инвестиций. Ведь новые правила, которые искусственно ограничивают пропускную способность «Северного потока — 2», были утверждены уже после принятия окончательного инвестиционного решения о строительстве газопровода. Не хотите делать для него исключение — компенсируйте убытки.
Какие претензии и на какую сумму может выдвигать Германия? Это уже дело техники. Была бы политическая воля, а правовое обоснование иска всегда найдется.
Впрочем, такой ответ американцам был бы довольно мягким. Во-первых, потому что рассмотрение дела с учетом всех жалоб и апелляций будет тянуться годами. Во-вторых, даже в случае положительного исхода Германия может остаться ни с чем. Если вынесение вердикта выпадет на второй президентский срок Трампа, то с высокой долей вероятности он просто откажется платить по счетам.
С другой стороны, требуя компенсаций, Берлин получает хороший повод объявить Соединенным Штатам хотя бы частичный политико-дипломатический бойкот.
Как это работает? За примером далеко ходить не надо: инициатива Трампа провести встречу «большой семерки» в июне накрылась медным тазом, когда Ангела Меркель отказалась от участия в мероприятии. Злые языки говорят, что президент США был в ярости. Встречу в итоге пришлось перенести на сентябрь, но не факт, что канцлер ФРГ от нее опять не отмахнется.
Учитывая, что Трамп желает пригласить на саммит Владимира Путина, может сложиться парадоксальная ситуация: Россия в заседании «большой семерки» участвует, а Германия — нет. Для немцев приятного мало, однако США пострадают не меньше. Как с имиджевой, так и с практической точки зрения.
Возможность Вашингтона проводить активную внешнюю политику в условиях нарушенной коммуникации со своим главным союзником в Европе будет ограничена.
Не исключено, что новый пакет американских санкций подтолкнет Федеральное сетевое агентство Германии либо вывести «Северный поток — 2» из-под норм Газовой директивы ЕС, либо закрыть глаза на юридические лазейки, которые будут найдены для полной загрузки трубопровода.
Решение не предоставлять ему исключение из правил тоже можно рассматривать как попытку немцев достичь компромисса. Но если «дядю Сэма» такой расклад не устраивает, то есть ли смысл сдерживать вторую нитку «Северного потока»?
Тесное военное сотрудничество Вашингтона и Берлина также окажется под ударом.
Недавно в Бундестаге снова заговорили о выводе американского ядерного оружия с территории Германии. Причем заговорили не какие-то маргиналы, а социал-демократы — партнеры партии Меркель по коалиции.
Когда отношения двух стран дойдут до точки кипения, федеральное правительство будет вынуждено перейти от слов к делу. Или уйти на пенсию, уступив место более решительным политикам.