Глава МИД Литвы Линас Линкявичюс дал интервью базирующемуся в Риге изданию «Медуза». Поводом для разговора стало предоставление Литвой виз двум беженцам из Чечни — гомосексуалам, которые, по словам собеседников, «подверглись преследованиям из-за своей сексуальной ориентации». Помимо этого, руководитель внешнеполитического ведомства и журналист «Медузы» обсудили оппозиционные форумы в литовской столице и отношения России с Прибалтикой в целом. Аналитический портал RuBaltic.Ru изучил ключевые заявления Линкявичюса, сделанные в ходе этого интервью. Отделил факты от вымыслов, реальное положение дел от дипломатических и политических инсинуаций.
О ТОЛЕРАНТНОСТИ К ЯЗЫКОВЫМ И НАЦИОНАЛЬНЫМ МЕНЬШИНСТВАМ
«Я так скажу: никакой неприязни [по отношению к русскоговорящим литовцам] никогда не было. Если кто-то пытается представить нас как русофобов — нет, никогда никакой нетерпимости у нас не было, даже во времена Великого княжества Литовского. Тот же Российский форум… проводился на русском языке».
На самом деле
Русские в Литве, как и в других странах Балтии, подвергаются дискриминации в таких областях, как использование русского языка, образование на родном языке, возможность занимать определенные должности в политической системе.
В начале июня Сейм Литвы утвердил дискриминацию русского языка на местном телевидении: депутаты постановили, что телепрограммы на официальных языках Европейского союза должны составлять не менее 90% ретранслируемого и распространяемого в интернете контента.
Больше 30% представителей нацменьшинств считают, что им сложнее устроиться на работу и труднее строить свою карьеру, нежели самим литовцам, показывают опросы Центра социальных исследований Литвы.
Треть респондентов из числа представителей национальных меньшинств убеждена, что «расовую дискриминацию в стране можно назвать распространенным явлением».
О ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ
«Диалог с гражданским обществом не может рассматриваться как враждебная политика. А здоровье общества зависит от развития демократических норм, от свободы слова. Свобода мысли и общения — ее составная часть».
На самом деле
Принцип свободы слова в Литве работает лишь для критиков России. Для тех, кто относится к восточному соседу положительно или хотя бы нейтрально, действует цензура.
Сомневающиеся в официальной версии событий 13 января подвергаются уголовному преследованию. За «неправильные» исторические передачи блокируется вещание телеканалов, «нелояльные» эксперты становятся невъездными, запрещается неугодная литература.
О МИРОЛЮБИВОСТИ ЛИТОВСКИХ ПРАВЯЩИХ
«Мы сами никогда не будем проводить какой-то конфронтационной политики или эскалации, но мы всегда будем твердо стоять на своих принципах и ценностях. И упреки в отсутствии позитивного диалога я бы направил как раз в сторону [России]».
На самом деле
В основу внешней политики официального Вильнюса заложена концепция консерваторов по «сдерживанию России».
Спусковым механизмом сегодняшнего кризиса в отношениях России и Запада послужил Вильнюсский саммит «Восточного партнерства», который запустил украинскую катастрофу и которому литовской стороной изначально была задана антироссийская тональность.
О ТОМ, ПОЧЕМУ ПРИБАЛТИКА ПОКИНУЛА «РОССИЙСКУЮ СФЕРУ ВЛИЯНИЯ»
«Много объективных причин, в том числе исторических: и предвоенная история, и самосознание наших людей. Понимаете, у нас никогда не было веры в коммунизм».
На самом деле
Грибаускайте, Ландсбергис, Прунскене, Буткявичюс — 60% политической элиты Литвы в начале 90‑х годов были выходцами из КПСС и комсомола.
Сам Линкявичюс, рассказывая старшим товарищам про заветы Ильича на комсомольских посиделках в Москве, дорос до заведующего отделом ЦК ЛКСМ Литовской ССР. Функционеры Литовской ССР верили в коммунизм и строили этот самый коммунизм вместе с личными карьерами.
О ЦЕНТРАХ ПРИТЯЖЕНИЯ
«НАТО, например, не затягивает в себя новых членов, некоторые страны десятилетиями этого ждут».
На самом деле
В настоящее время Альянс весьма настойчиво «приглашает» в свои ряды Сербию, бесплатно перевооружая армию республики, оснащая ее современным оружием.