×
Политика Политика

«Власть Латвии уже поделили: Рига — “Согласию”, правительство — “латышам”»

Источник изображения: BaltNews.lv

3 июня в Латвии пройдут муниципальные выборы. Ключевым событием избирательной гонки станет борьба за Рижскую думу. О ходе кампании порталу RuBaltic.Ru рассказал профессор Рижского университета им. Страдыня, доктор наук, специалист в области информационных и коммуникационных наук Сергей КРУК:

— Г-н Крук, как Вам атмосфера избирательной кампании за месяц до выборов? Стоит ли ждать неожиданностей?

— Сюрпризов ждать не приходится, потому что пороху никакого нет. Наступил длинный период тишины. Избирательная кампания ничем особенным не отличалась. В Латвии в основном-то ресурсов хватает только на интересную рекламу, и поскольку сейчас сроки ее проведения сильно ограничены, избирательная гонка — вялотекущая.

Сергей КрукСергей Крук

— Пороху нет — почему так происходит?

— Порох у нас есть только в пороховницах рекламных агентств и специалистов по связям с общественностью. Если раньше и подбрасывали газетки, и информация появлялась в социальных сетях, то сейчас оригинальной повестки нет. Многие комментаторы согласны, что «латышские» партии сразу сдались и не претендуют на победу в борьбе за Рижскую думу. Они поставили во главе списков второ- и третьестепенные лица, да и вообще долго не могли найти, кого выдвинуть.

Это показывает, что они несерьезно относятся к ситуации, рассматривают заведомо проигрышные варианты. Некоторые эксперты отмечают, что власть уже распределена: правительство — в одни руки, Рижская дума — в другие, оттого «Согласие» так сильно и не выступает на национальной политической арене. 

«Согласию» достаточно Риги — это его вотчина, «латышские» партии на нее не претендуют.

— Разве не претендуют? Они ведь открыто объединились в коалицию против Ушакова, четко заявляют о намерении сообща «свалить» мэра…

— Неважно, как они объединяются. Они же должны мобилизовать электорат под это дело. То, что они сами мобилизовались, — это ничего не значит. У нас же демократия: выбор зависит от избирателей. Работы на избирателей нет. Очевидно, срабатывает жизненная практика. В Латвии достаточно много людей, зависящих от социальных пособий либо работающих в рижских муниципальных организациях. Рижане получают льготы, социальную поддержку в разных формах, включая набивший оскомину бесплатный проезд в общественном транспорте и прочие «бонусы». 

Поэтому «латышским» партиям не удалось ничего предложить, кроме как еще больше популизма.

Они критикуют предоставление Рижской думой бесплатных услуг, но сами либо предлагают еще больше бесплатных услуг, либо вовсе не предлагают никаких интересных социально-экономических программ. Что самое странное, они недостаточно разыгрывают карту скандала вокруг столичного муниципального предприятия Rīgas namu pārvaldnieks («Рижский домоуправляющий»; полиция обвинила RNP в фиктивном трудоустройстве и массовых хищениях — прим. RuBaltic.Ru). 

Рижская думаРижская дума

Можно было призвать власти к ответу за коррупцию и высокие тарифы, но обвинения прозвучали не слишком громко. Скорее, Думу оставили в покое — она совершенно не отреагировала на критику, на днях вызывающе отказалась увольнять правление компании. Это тоже показательно: даже в таких ситуациях Дума ведет себя вольно и фривольно, не боится разоблачений со стороны политических конкурентов.

— Выходит, «Согласию» и партии «Честь служить Риге!» ничто не угрожает в столице?

— Думаю, что нет. Еще один момент: партии «отморозили себе руки» законом об ограничении предвыборной рекламы. Политическая борьба в Латвии — дело рекламных компаний. Политики сами придумать ничего не могут. При контроле KNAB (Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией — прим. RuBaltic.Ru) за ограничениями в ходе агитационной кампании политики не могут открыто воспользоваться услугами специалистов по коммуникации. 

Некоторые сами формируют агитационные стратегии, общаются в соцсетях, но, как мы видим, их креатив очень-очень низок. Умных, аргументированных посылов нет. Работа с лидерами общественного мнения в микрорайонах и домоуправлениях в Латвии никогда не была распространена; такой практики нет.

Законодательно убрав рекламу, политики выстрелили себе в ногу.

Создавать группы поддержки, как Макрон или Навальный, создавать самостоятельно штабы, информационные центры для непосредственного общения с избирателями они не умеют: в стране нет таких традиций. Избиратели ведь часто принимают решение в последний момент, а «макроновская» коммуникация латвийским политикам не под силу. 

Опять же, в «Фейсбуке» народ если и говорит о чём-то, то о постах Ушакова. О других кандидатах вообще не говорят.

Вот 4 мая Ушаков разместил поздравление с праздником (Днем восстановления независимости Латвии — прим. RuBaltic.Ru) — и все уже дружно ищут орфографические ошибки в латышском языке. Но это работает, распространяется, вызывает ажиотаж. Ушаков новые технологии коммуникации освоил, а другие партии без рекламщиков не могут.

— В последнее время можно услышать, что, удалив особенно «прорусских» политиков вроде Кабанова и Панкратова, «Согласие» рискует растерять часть русскоязычного электората. Это так?

— Вряд ли. Память у народа короткая. Жизнь продолжается, идут новые повестки дня, старые быстро забываются. Тем более, что противники Ушакова как раз работают на него, потому что оголтелые обвинения в адрес мэра (взять хоть свежие посты о незнании латышского языка), наоборот, привлекают стабильного русского избирателя, который консолидируется, чтобы проголосовать за него в пику оппонентам. 

Ушаков может не нравиться, но «латышские» партии не нравятся больше, поэтому из двух зол выбирают меньшее — такая логика.
Нил Ушаков
Нил Ушаков

Да и выбора особо нет: «латышские» партии ведь русского избирателя не привлекают. Если и появляются позитивные послания, то на следующий день они разбиваются о противоположные послания из недр тех же партий. Они «продают» себя русским, затем позволяют себе ксенофобские высказывания. Они, вероятно, не определились, нужны им русские избиратели или нет. 

Собственно, «латышские» партии всегда и говорили, что главное для них не экономические вопросы, а идеологические.

Поэтому в итоге, даже если бы критика коррупции и непрозрачной политики в Риге могла оторвать русских от Ушакова, «латышские» партии и здесь вступают в противоречие с самими собой: в Риге им, оказывается, важна экономическая ситуация, а на национальном уровне на первый план выступает идеология. Граждане это тоже видят.

— «“Зеленые” и крестьяне» выставили против Ушакова экс-президента Берзиньша. Может ли его фигура как-то повлиять на ход гонки?

— Берзиньша уже все забыли. Такую фамилию никто не помнит. Как я говорил, память короткая. В Латвии возрождение политиков из пепла, как правило, не срабатывает. Берзиньш, к тому же, точно так же незаметен в информационном поле. Для того чтобы оторвать избирателей от ушаковской коалиции, нужна и харизма, и более четкие посылы. Да, у Берзиньша репутация эдакого центриста, и он не помешан на идеологических вопросах, но снова: кто его помнит? И кто помнит, что он был таким несколько лет назад?

— В правительстве и Сейме идут баталии вокруг налоговой реформы, «Единство» довольно шумно воюет против предложений СЗК. Это может поднять рейтинг консерваторов, сыграть им на руку?

— «Единство» находится на гиперболе спуска, никакого подъема не намечается. В партии очень много внутренних противоречий. Она не выступает единым фронтом ни по налогам, ни по другим вопросам. На фоне многолетней неумной экономической политики «Единства» новые инициативы уже не смогут спасти консерваторов. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров