Министр охраны среды и регионального развития Латвии Юрис Пуце отстранил мэра Риги Нила Ушакова от должности. Основанием для отставки Пуце называет вскрытые нарушения в работе рижского муниципального предприятия Rīgas satiksme. Ушаков собирается обжаловать в суде свое отстранение, но это ему не поможет: эпоха «русского мэра» Риги закончилась, Нил Ушаков и его партия «Согласие» находятся на грани полного политического краха.
Тучи над Нилом Ушаковым сгущались уже несколько месяцев. В конце прошлого года Бюро по противодействию и борьбе с коррупцией (KNAB) обвинило муниципальную компанию Rīgas satiksme в крупномасштабных «откатах» при закупках общественного транспорта для Риги. Сразу было заявлено, что в Рижской думе знали о коррупции в муниципальном предприятии, чиновники были в «доле», а на воровстве из бюджета наживался бизнес, спонсирующий партию Нила Ушакова «Согласие».
Из-за скандала моментально слетел с поста вице-мэр Риги Андрис Америкс. В Рижской думе были проведены обыски, а через несколько недель следователи KNAB пришли с обыском и в дом к Ушакову.
Планы о европейской карьере мэра Риги накрылись медным тазом, и ожидавшееся последние несколько лет заявление Ушакова о переходе на работу в Брюссель выглядело уже не началом нового карьерного рывка, а попыткой бегства из Латвии.
Вскоре после обыска Нил Ушаков объявил, что пойдет во главе избирательного списка «Согласия» на выборах в Европарламент. Этого шага от него ждали давно. Несколько лет ходили слухи, что Ушаков перерос Ригу и целится на место в Еврокомиссии или какой-нибудь другой «хлебной» структуре европейской бюрократии.
Якобы этим объясняется странное поведение «русского мэра», который отказался бороться за русские школы, заявил о «советской оккупации» Латвии, разорвал договор о сотрудничестве «Согласия» с «Единой Россией» — всем этим Ушаков покупал лояльность латышских правящих элит, чтобы они не воспрепятствовали его переходу в Брюссель.
Однако после громкого коррупционного скандала ни о какой европейской карьере для Ушакова не могло быть и речи. Торг мэра Риги с властями Латвии мог идти только о том, что первый оставляет свой пост «по-хорошему», а вторые дают ему убраться в Брюссель на досрочную пенсию. Теперь решение Ушакова избираться в Европарламент могло быть воспринято только так.
Однако даже этот сценарий оказался излишне оптимистичным для мэра Риги.
Теперь понятно, что латвийская власть не собирается идти ни на какие компромиссы с давшим слабину мэром Риги и будет его добивать.
В распоряжении Минрегиона об отстранении Ушакова перечислено несколько должностных нарушений градоначальника. В финансовых документах Rīgas satiksme была указана неверная информация о расходовании средств, Ушаков как держатель части капитала внес изменения в устав предприятия, чтобы влиять на расходование средств в своих интересах. Министр Юрис Пуце указывает, что по бухгалтерии Rīgas satiksme невозможно отследить, куда ушли 9 миллионов евро, полученные от платных парковок в Риге.
Помимо коррупции в Rīgas satiksme, отчет Юриса Пуце указывает на множество других мелких и крупных нарушений в работе Рижского самоуправления. Нил Ушаков уже заявил, что обжалует свое отстранение в суде, назвав решение Министерства регионального развития беззаконием. Однако суд едва ли ему поможет: выборы в Европарламент состоятся 25 мая, и суд просто не успеет восстановить Ушакова в правах председателя Рижской думы до того, как тот переедет в Брюссель. Если, конечно, переедет: перспектива ареста Ушакова становится вполне реальной.
Происходит крушение мечты о политическом успехе для русских в Прибалтике, воплощением которой был «русский мэр Риги» Нил Ушаков.
В 32 года, будучи русским, лишенным гражданства и проходившим натурализацию, возглавить столицу страны, в которой почти все русскоязычные в 1991 году были ограничены в правах, – в 2009 году это было настоящим чудом.
Еще одно чудо произошло в 2013 году, когда при переизбрании за Нила Ушакова проголосовали и русские, и латыши. В отдельно взятом городе – самом большом и важном для Латвии – случился отказ от этнического голосования, когда русские голосуют за русских, а латыши – за латышей. Оказалось, что две части латвийского общества можно объединить общими проблемами и задачами: ремонтом дорог, строительством детских площадок. В таких вопросах латыши и русские Латвии готовы объединяться, преодолевая свои вечные разногласия по поводу истории и России.
Однако в последующие годы оказалось, что все чудеса кончились.
Из человека, который объединяет русских и латышей, Нил Ушаков стал превращаться в человека, который пытается стать своим для латвийской власти.
Как видим, не стал. История «русского мэра» оказалась очень грустной. Эпоха Нила Ушакова заканчивается на трагической ноте.