Верховная рада Украины отправила в отставку главу правительства Алексея Гончарука. Его место занял вице-премьер — министр развития общин и территорий Денис Шмыгаль, который до прихода в большую политику работал топ-менеджером в компании Рината Ахметова. В новом Кабмине усиливаются позиции олигархата, но это не значит, что Запад на Украине потерпел поражение. Аналитический портал RuBaltic.Ru выяснял, как перестановки в правительстве изменят баланс сил внутри страны.
О том, что новый премьер-министр Украины является ставленником Ахметова, не говорит только ленивый. В 2018–2019 годах он возглавлял Бурштынскую тепловую электростанцию, которая входит в состав ПАО «ДТЭК Западэнерго». После парламентских выборов Шмыгаля «перекинули» на должность губернатора Ивано-Франковской области. Вероятно, по олигархической квоте его начальника. Но тогда положение Ахметова казалось незавидным, ведь главным бенефициаром победы Зеленского и «Слуги народа» считался главный конкурент самого богатого человека Украины — Игорь Коломойский.
За прошедшие месяцы ситуация изменилась кардинально. «Раскулачивать» Ахметова уже никто не собирается, они с президентом неплохо поладили. В очередной раз Ринат Леонидович показал свою уникальную способность находить общий язык с любой властью. А Коломойский проявил не менее уникальную способность со всеми ссориться.
В любом случае, раньше пост премьер-министра возглавлял типичный представитель «соросятни» — человек, ориентированный на сотрудничество с Международным валютным фондом, транснациональным капиталом и так далее.
Теперь у руля правительства оказался менеджер иного формата. Но назвать эту ротацию реваншем олигархата язык не поворачивается по целому ряду причин.
Во-первых, потому что олигархи еще никому не проиграли. Даже правительство «соросят» было вынуждено с ними считаться и взаимодействовать. Во-вторых, в среде крупного бизнеса на Украине идет перманентная война «всех против всех», и то, что для одного олигарха хорошо, для другого — смерть. Коломойский, к примеру, вступил в жесткую конфронтацию с иностранным капиталом, а Ахметов действует куда менее воинственно. Виктор Пинчук в Европе и Соединенных Штатах вообще считается «своим парнем».
Наконец, курс на сотрудничество с западными кредиторами новое правительство пересматривать не собирается. Премьерство Шмыгаля будет подчинено принципу «МВФ — наш рулевой».
На это он намекнул во время выступления в парламенте, когда отдельно поприветствовал неких «международных партнеров». Затем прозвучало еще несколько очевидных тезисов: курс развития страны остается неизменным, от программы правительства не стоит ждать каких-то сюрпризов. По словам Шмыгаля, его задача заключается в том, чтобы просто довести до ума начинания предшественника.
Презентация нового премьер-министра в стенах Верховной рады выглядела жалко. Ни на один вопрос из зала он не ответил по существу — ограничился банальными штампами. Но даже это не помогло ему избежать казусов, которые трудно не заметить, если слушать внимательно.
Откровенно смешон тезис о разработке комплексной программы на случай распространения коронавируса, которая «станет первым кирпичиком в построении единой эффективной системы защиты населения от биологических, климатических, техногенных угроз».
То есть Шмыгаль признает, что этой системы на Украине нет — ни медицина, ни чиновничий аппарат, ни сектор гражданской обороны справиться с эпидемией не готовы (вряд ли в этом кто-то сомневается).
Тогда каким образом в неработающей системе может заработать отдельно взятая программа? Как эффективно бороться с коронавирусом в стране, где система здравоохранения разрушена до основания?
Далее следуют два взаимоисключающих тезиса. Новый премьер-министр заявляет, что в ближайшее время он презентует стратегию и перспективы экономического развития страны (выдержанные в русле предвыборной программы Зеленского и «Слуги народа»). А потом говорит следующее: «Как премьер-министр буду предлагать начать большую дискуссию по поводу места Украины на экономической карте мира и путей достижения этой определенной цели».
Зачем эта дискуссия нужна человеку, у которого уже есть четкая стратегия развития отечественной экономики? Он ведь и так знает, как поднять промышленность, создать эффективный рынок земли, привлечь иностранные инвестиции и так далее. Или о стратегии он упомянул ради красного словца?
Кстати, во время «смотрин» Шмыгаля один из народных депутатов поинтересовался его отношением к скандальной земельной реформе. Ничего конкретного тот не сказал, лишь пообещал уделить особое внимание агропромышленности.
Но мы можем дополнить его ответ: препятствовать снятию моратория на продажу земель сельхозназначения новый премьер, конечно, не будет.
От успеха этой реформы зависит дальнейшее сотрудничество с МВФ, что является краеугольным камнем стратегии Зеленского (если здесь вообще уместно говорить о стратегии). К тому же у Ахметова нет коммерческих интересов в сфере сельского хозяйства — здесь господствуют другие «аграрные олигархи».
Пожалуй, недопонимание с международными партнерами у Шмыгаля может возникнуть только по вопросу украинской угледобывающей промышленности, которой он тоже собирается уделить особое внимание. И в этом контексте с трибуны Верховной рады прозвучало его едва ли не единственное конкретное заявление: «Не дадим загубить угледобывающую промышленность».
Казалось бы, ничего сенсационного — какой премьер в здравом уме и трезвой памяти будет планировать «убийство» отечественного углепрома?
Но в том-то и дело, что в последнее время Украина держит курс на ликвидацию убыточных государственных шахт.
Во время недавней встречи с горняками Зеленский это подтвердил: ту часть угледобывающей промышленности, которая не перешла под контроль олигархов, планируют именно загубить, тем самым выполнив одно из требований МВФ. У Шмыгаля по этому вопросу может быть особая позиция.
Угольная империя Ахметова не должна пострадать от закрытия государственных шахт. С другой стороны, покровительствуя этой отрасли в целом, Шмыгаль наверняка попытается создать максимально комфортные условия для работы предприятий своего бывшего босса.
В остальном Украина останется верна заветам дедушки Сороса, хотя и самих «соросят» в правительстве станет меньше. Очевидно, в этом и заключается суть кадровых перестановок.
Зеленский меняет существующую систему сдержек и противовесов в Кабмине, регулирует баланс сил между иностранным и отечественным капиталом.Тем не менее премьер-министром становится человек, который по долгу службы привык послушно исполнять приказы начальства — оспаривать «генеральную линию партии» он даже не подумает. Да и Ахметов, в отличие от Коломойского, не требует слишком много. Просто хочет спокойно зарабатывать деньги, как при любой предыдущей власти. Видимо, на этом они с Зеленским и сошлись.